описательных подходов выделяются типологии, объясняющие свойства личности биологическими
особенностями, и теории личностных черт,
связывающие их главным образом с функциональными
свойствами нервной системы. По мнению бихевиористов,
личность скорее является результатом
взаимодействий человека с окружением, приводящих к вознаграждению или наказанию. Когнитивный
подход стремится показать, что формирование личности определяется тем, какую роль при восприятии
внешних событий человек отводит своему контролю над ними. Психодинамический подход акцентирует
роль бессознательных сил, находящихся в постоянном конфликте с внешней реальностью.
Гуманистические теории подчеркивают то, что в основе человеческой природы лежит склонность к
самореализации или стремление к самовыражению на протяжении всей жизни через совершаемые
человеком выборы.
10. Связи человека с окружением, обусловливающие его социальное развитие,
устанавливаются
с первых мгновений жизни. С развитием ребенка они непрерывно усиливаются и начинают играть
особенно важную роль при освоении им незнакомых мест и образовании новых социальных связей.
Социальные связи в детстве и отрочестве имеют важное значение для развития идентификаций и
установок. Место, которое занимает в жизни человека дружба, зависит от возраста.
11. Теория психосоциального развития рассматривает это развитие как последовательность
восьми кризисов, которые должен преодолеть человек, чтобы к концу жизни достичь цельности своей
личности и спокойно встретить смерть.
12. Приближаясь к смерти, умирающий проходит ряд стадий и постепенно приходит к принятию
мысли о смерти. Смерть представляет собой поэтапный процесс, в котором выделяют четыре ступени
от социальной смерти до физиологической.
Материал для самопроверки
Заполнить пробелы
1. В пренатальном периоде развития выделяют три стадии: ..... стадию, ..... стадию и стадию ..... .
2. Юности свойственно чувство психологической ..... , хотя никаких ..... обязательств человек
еще не взял на себя.
3. В настоящее время средняя продолжительность жизни женщин составляет ..... лет, а мужчин
..... года.
4. В ранние периоды развития ..... части тела развиваются быстрее ..... .
5. Развитие мозга, который у новорожденного весит в ..... раз меньше, чем у взрослого человека,
заканчивается к ..... годам.
6. Физическое развитие человека достигает вершины в возрасте между ..... и ..... годами; вплоть
до ..... лет физические способности снижаются лишь незначительно, а их заметное ослабление
начинается в ..... лет.
7. Менопауза у женщин приводит к прекращению ..... функции, но не ..... активности.
8. На протяжении третьего детства гетеросексуальные игры отмечаются сравнительно ..... , а
мастурбация и гомосексуальные игры довольно ..... .
9. По-видимому, брачные половые отношения в настоящее время доставляют больше ..... , чем
прежде, что связано в особенности с увеличением продолжительности ..... ..... и самого ..... ..... и с
большим разнообразием ..... и ..... .
10. На стадии конкретных операций у ребенка прежде всего происходит развитие ..... мышления,
позволяющего ему представлять объекты с помощью мысленных образов; затем, с формированием
представления о ..... вещества, ..... , ..... и объема, а также представления об измерении с помощью .....
развиваются и способности ..... предметы и ..... их в порядке.
11. Формальное мышление есть ..... мышление, использующее ..... и дедукции и позволяющее
совершать операции без опоры на конкретные ..... .
12. По Валлону, стадия жизни ребенка между 3 и 6 годами характеризуется развитием ..... и .....
«Я».
13. Похоже, что умственные способности человека не обнаруживают сколько-нибудь
значительного снижения до ..... лет; после этого возраста они могут даже ..... .
14. Кольберг называет ..... уровнем такой уровень нравственного развития, на котором люди
приспосабливаются к правилам и принципам, выработанным другими.
|