Navigation bar
  Print document Start Previous page
 374 of 574 
Next page End  

Рис. 11.15. Бытующие в повседневной жизни стереотипы включают негативные компоненты,
составляющие основу многих предубеждений.
Предубеждение позволяет людям направлять свою агрессивность на «группу-мишень».
Например, во время кризисов ксенофобия и расизм позволяют усмотреть причину экономических
трудностей в национальных меньшинствах, которые, таким образом, оказываются «козлами
отпущения». Самый известный и наиболее драматичный из подобных случаев — судьба евреев; их
преследование в нацистской Германии в 30-е годы, жертвами которого стали миллионы людей и
которое доходило до настоящего массового истребления, велось с молчаливого одобрения
фанатизированного немецкого большинства. В других случаях геноцид чаще всего «оправдывали»
торможением прогресса из-за присутствия в стране строптивых «дикарей». Благодаря подобным
предубеждениям были разорены или просто уничтожены все аборигенные культуры обеих Америк.
Как было показано, наиболее подвержены предубеждениям люди с авторитарным типом
личности,
сформированным средой и воспитанием. Такая личность характеризуется известной
склонностью к жестокости, с трудом налаживает контакты с другими людьми, склонна до крайности
упрощать ситуации и обычно нерушимо верит в превосходство своей социальной группы и своей
культуры. Подобные люди обнаруживают сильное стремление каталогизировать всех, кто отличается от
них самих и не разделяет их образа мыслей.
Так создается понятие нормы,
которое даже в науке очень часто определяют исходя из
субъективных критериев. Практика «приклеивания ярлыков», характерная, например, для
традиционной психиатрии, тоже нередко основывается на предубеждениях; предубеждения мешают
разглядеть за одинаковым ярлыком, приклеенным разным людям, всю сложность внутренней динамики
индивидуума и те пути, которыми он пытается включиться в окружающий мир. Этот вопрос будет
рассмотрен в последней главе книги.
Документ 11.1. «Внутренняя галактика»
Лорен Эйзли — антрополог и писатель; он возглавляет отделение антропологии
Пенсильванского университета. Приведем фрагмент одного из его рассказов, объединенных под общим
заглавием «Неожиданная Вселенная» в книгу, в которой автор пытается отыскать «лик безграничной
любви в планетарном масштабе» (Eiseley L., L'univers inattendu, Paris, Editions EP/Denoel, p. 163-164).
«Много лет назад в одном небольшом городке в Калифорнии произошел любопытный случай.
Сам по себе этот случай не представлял ничего особенного. Но сопровождавший его психологический
эпизод был настолько необычным, что я решил о нем рассказать.
Я долгое время работал над книгой, которую мне не терпелось закончить. Дело было днем, я шел
один, погруженный в свои мысли, и случайно попал ногой в маленькую подвернувшуюся по пути
канавку. Я грохнулся с необычайной силой, и в моих ушах раздался при этом страшный треск. Открыв
глаза, я обнаружил, что растянулся на дороге, уткнувшись лицом в землю и разбив свернувшийся набок
нос. По лицу из раны на лбу текла кровь.
Усилием воли я заставил себя продолжать самообследование, осторожно проведя языком по
внутренней поверхности рта и зубам. Тоненький ручеек крови под головой все расширялся. Вот так,
среди бела дня, все это и случилось. Смущенный, мучимый болью, равнодушный к двигавшимся вокруг
меня ногам и к тревожным возгласам, поднял я мокрую от крови руку и жалобно пробормотал: «Нет, не
покидайте меня. Я так сожалею о том, что всем вам причинил!».
Hosted by uCoz