поведение человека является следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и
побуждений. Цель терапии состоит, таким образом, в том, чтобы помочь больному понять причины его
плохого приспособления к реальности и дать ему возможность адаптироваться к ней, изменив свое
поведение.
Поведенческая терапия,
исходящая из того принципа, что любое поведение человека является
приобретенным, пытается с помощью методов обусловливания или моделей заменить неадекватное
поведение человека другим, которое позволило бы ему действовать более адекватно.
Таким образом, если интрапсихическая терапия предполагает воздействие на восприятие, мысли
и побуждения человека, то терапия поведенческая стремится только изменить или устранить у него те
формы поведения, которые будут сочтены неадаптивными.
К эффективности психотерапии некоторые ученые относятся скептически. Исследования,
проведенные в 50-е годы Айзенком (Eysenck, 1952), показали, что через два года более чем в 70%
случаев невротическое расстройство исчезает независимо от того, подвергался человек психотерапии
или нет.
Айзенка, однако, можно упрекнуть в том, что он наблюдал только за поведением больных,
оставляя без внимания те глубинные изменения личности, которые могли чувствовать сами пациенты.
Как показали Слоун и его сотрудники (Sloane et al., 1975), когда общее состояние больных оценивают
внешние наблюдатели, показатель улучшения и в самом деле составляет 75%, будучи одинаковым у
тех, кто подвергался и кто не подвергался психотерапии. Но если предложить провести оценку своего
поведения самим больным, то из числа подвергавшихся психотерапии об улучшении своей адаптации
сообщили 81% больных, тогда как в группе не подвергавшихся психотерапии этот показатель составил
всего 44% [*].
[Что касается поведенческой терапии, то по оценкам сторонних наблюдателей улучшение
отмечается в 93% случаев; если же пациенты оценивают свое состояние самостоятельно, этот
показатель составляет 74%.]
Смит и Гласс (Smith, Glass, 1977) проанализировали данные 375 исследований, опубликованных
за последние 20 лет; они сравнили результаты наблюдений за 25 000 человек, подвергавшихся
психотерапии, и 25 000 человек, которые страдали сходными расстройствами, но никакого лечения не
получали. Ученые пришли к выводу, что 75% больных, подвергавшихся терапии, чувствовали себя
лучше, чем те, кто обходился без лечения (см. документ 12.7).
Интрапсихическая терапия
Интрапсихическая терапия располагает весьма разнообразными методами, которые охватывают
почти все аспекты психической динамики человека. Одни методы направлены на то, чтобы выявить
бессознательные побуждения человека, лежащие в основе его поведения; другие акцентируют внимание
на внутренних силах, которые помогут ему справиться с трудностями самостоятельно; третьи стараются
довести до сознания пациента то, как он воспринимает действительность; и, наконец, четвертые
пытаются побудить его изменить характер своего «функционирования» в группе или мобилизовать свои
внутренние ресурсы с целью изменить поведение. Понятно, что выбор и эффективность того или иного
метода зависят от целого ряда факторов, среди которых немаловажную роль играют характер
расстройства, степень восприимчивости человека, а также личность психотерапевта.
О многих из этих методов речь уже шла раньше. Поэтому ниже мы рассмотрим только
принципы, лежащие в основе некоторых из них (дополнительные сведения приводятся в документе
12.9).
Психоанализ. Это первый из современных психотерапевтических методов. Пережив период
огромного успеха на обоих континентах, психоанализ в настоящее время прочно утвердился только в
Европе, особенно во Франции. В Северной Америке его мало-помалу вытесняют методы
гуманистической, когнитивной и поведенческой терапии [*].
[Исключая Квебек, где у него, по-видимому, еще немало сторонников среди психотерапевтов.]
Психоанализ ставит своей целью помочь больному отыскать подсознательные корни своих
трудностей, порожденных подавленными конфликтами, с тем чтобы больной, освободившись от
связанных с ними эмоций, смог на новой основе воссоздать собственную личность.
На рис. 12.16 изображен психоаналитик, сидящий у изголовья кушетки, на которой лежит
пациентка; он выслушивает, направляет в нужное русло и интерпретирует ее высказывания.
|