Цель этого метода состоит в выработке
у клиента большего самоуважения и способности
предпринимать действия, необходимые для приведения его «реального Я» в соответствие с его личным
опытом и глубинными переживаниями.
Роджерс выдвигает четыре условия необходимые для поддержания атмосферы, способствующей
такому процессу.
Прежде всего важно, чтобы терапевт сохранял безусловное позитивное отношение к
выражаемым клиентом чувствам, даже если они будут иногда идти вразрез с его собственными
установками. Клиент должен чувствовать, что его воспринимают как значительного человека, который
волен говорить и действовать, не опасаясь осуждения.
Вторым условием является эмпатия. Смысл ее состоит в том, что терапевт старается видеть мир
глазами клиента и переживать события так же, как их переживает сам клиент.
Третье условие аутентичность,
которую терапевт должен доказать, отказавшись от маски
«профессионала» или от какого-либо иного камуфляжа, который мог бы разрушить атмосферу
эволюции клиента, лежащей в основе терапии.
И наконец, терапевт должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от
подсказки решения его проблем. Ему нужно только выслушивать его и всего-навсего выполнять
функцию зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента, и формулировать их по-новому.
Такое
отражение и приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистическому
самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди.
Согласно Роджерсу, именно в результате развития реалистического представления о самом себе
человек мало-помалу приобретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается.
Оценка.
Учитывая, что клиент сам определяет, достиг ли он в результате терапии желаемых
целей, он в любую минуту волен прекратить ее или решить продолжать дальше. Поэтому иногда
терапия, центрированная на клиенте, ограничивается всего несколькими сеансами.
Однако реальную эффективность этого метода лечения оценить трудно. По-видимому, она
приносит наибольшую пользу тем, кто способен выражать свои эмоции и делиться трудностями. По
мнению большинства таких клиентов, этот метод помог им участвовать в жизненных событиях с
большей уверенностью в себе.
Гештальттерапия. По мнению основоположника гештальттерапии Перлса (Perls, 1893-1970),
психические расстройства у людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, т. е.
гештальта.
У большинства из них стресс возникает в результате неосознанных конфликтов,
мешающих им входить в контакт с некоторыми из их собственных чувств и мыслей.
Гештальттерапия стремится побудить человека переживать собственные фантазии, вести себя
как те или иные персонажи его сновидений, осознавать собственные эмоции, контролировать
интонации голоса, движения рук и глаз и понять прежде игнорировавшиеся им физические ощущения с
тем, чтобы он смог снова установить связь между всеми этими аспектами своей личности и в результате
достичь полного осознания собственного «Я».
Таким образом, цель этого метода формирование целостной гармоничной личности
индивидуума, способного противостоять любой ситуации и сознающего, что он хочет сделать, а не что
ему нужно делать или что он сделает, если... Таким образом, гештальттерапия мыслится как подход,
направленный на освобождение и самостоятельность личности.
Оценка.
Гештальттерапия, подобно психоанализу, основана на развитии «самосознания»
человека и разрешении его внутренних конфликтов; но при этом, подобно терапии, центрированной на
клиенте, она предполагает также выработку у человека способности сознательно и эффективно
противостоять жизненным трудностям. Из-за малочисленности данных, однако, пока еще трудно
объективно оценить достигаемые результаты.
Эмотивно-рациональная терапия. Этот подход, разработанный в 1962 году Эллисом (Ellis),
теоретики долгое время игнорировали. Однако сейчас его одновременно признают и когнитивисты, и
бихевиористы, а сам Эллис пользуется у североамериканских клиницистов авторитетом, уступающим
разве только авторитету Роджерса.
Как уже говорилось, согласно Эллису, за расстройство поведения чаще всего ответственны
иррациональные или «катастрофические» мысли, порождаемые у него «активизирующими»
ситуациями. В связи с этим эмотивно-рациональная терапия ставит своей целью анализировать вместе с
пациентом ситуацию, в которой тот оказался, и выводы, которые он из нее извлек. В задачи терапевта
входит, таким образом, изучение мыслительных процессов клиента и доведение до его сознания
иррациональных моментов, содержащихся в его мыслях. Выработка у клиента более объективного
|