Древние цивилизации придумали себе богов и богинь; им казалось, что Солнце, Луна и звезды
наделены таинственной силой, которая дает им возможность перемещаться, а поэтому их следует
считать бессмертными созданиями и люди должны их почитать.
Те мысли или поступки человека, которые древние не могли понять, они приписывали действию
таинственных и могущественных сил, обитающих в зависимости от данной культуры на Олимпе,
на небе или в аду. Есть боги и богини любви, войны, плодородия и даже бог вина (см. документ 2.2).
Таким образом, жизнь и смерть, любовь и ненависть, отвага и трусость и все остальные чувства,
испытываемые смертными, зависят от настроения богов и от соперничества между ними.
За более чем 800 лет до н. э. греческий поэт Гомер описал в «Илиаде» и «Одиссее», каким
образом боги вмешивались в жизнь людей, заставляли их влюбляться, придавали им смелость в бою
или, напротив, отнимали ее, направляли их гнев или чувство мести (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Древнегреческий поэт Гомер (IX в. до н. э.). Его считают автором «Илиады» и
«Одиссеи» двух эпических поэм, состоящих из 28 000 строк. Согласно преданию, он был слеп.
Рис. 2.3. Греческий философ Платон (428-347 до н. э.). Платона называли «князем философии».
Ему приписывают, в частности, учение об общих понятиях как неких совершенных абсолютных идеях,
а также учение о бессмертной душе, претерпевающей последовательные перевоплощения.
Рис. 2.4. Греческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Будучи учеником Платона, он тем не
менее отверг теорию идей. Он считал, что реальный мир таков, каким мы его воспринимаем.
Донаучная психология
Первые западные философы
Первые греческие философы, пытавшиеся в VI веке до н. э. понять природу человека, сознавали,
что представление о мире, привлекающее богов и богинь, чтобы объяснить поведение людей, основано
на мифах. Не более приемлемой они считали и примитивную идею о существе, заключенном в человеке
и ответственном за его поведение.
Тем не менее они все еще были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему
думать, принимать решения, волноваться, владеть собой. Этот «дух» был, по их мнению, чем-то
нематериальным, похожим на пламя или на дуновение. Например, согласно представлению Платона,
дух, или «душа», обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после
смерти покидает его и вступает в «мир идей».
Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по
отношению к нему феномена. Согласно теории Аристотеля, душа, или «психе», это двигатель,
позволяющий живому существу реализовать себя.
Центр «психе» находится в сердце, куда поступают
впечатления, передаваемые от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые,
накапливаясь в течение всей жизни и сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления,
подчиняют себе поведение.
|