Navigation bar
  Print document Start Previous page
 425 of 574 
Next page End  

Социальное посредничество
Эффективность групповой психологической помощи теперь уже не вызывает сомнений. Эта
помощь, однако, лимитирована теми методами, к которым прибегает групповая терапия, преследуя
вполне определенные цели, и которым зачастую противодействуют инертность общества и
бюрократические дрязги, порождаемые недоверием, а иногда и неприятием со стороны официальных
институтов.
Однако главный недостаток всех этих инициатив состоит в том, что, пытаясь решить самые
острые психологические проблемы, они лишь сглаживают их на какое-то время. Так, центры
неотложной помощи оказывают главным образом поддержку людям, подвергающимся
непосредственной опасности; группы взаимопомощи основаны по преимуществу на доброй воле людей,
стремящихся к большей личной самостоятельности; преследующие ту же цель терапевтические
сообщества до сих пор очень малочисленны и сильно ограничены в своей «пропускной способности».
Что касается программ профилактики психических расстройств и психологического воспитания
населения, их действенность пока очень незначительна. И даже если бы их эффективность была
высокой, они могли бы только способствовать сохранению существующих условий жизни,
противодействуя их ухудшению, но никак не смогли бы изменить социальную среду.
Такое изменение возможно лишь при вмешательстве различных социальных сил, в том числе и
социальных психологов, которые могли бы систематически разъяснять людям обстоятельства их жизни
и обсуждать их проблемы, учитывая прежде всего их реальные потребности и физические и социальные
недостатки их окружения, а также шире проводить надлежащие исследования, всеми доступными
средствами популяризируя получаемую в них информацию (Bouchard, 1983).
Пока действующие политические силы не проявят склонность к глубокому изменению
социальных условий, акцентируя внимание на росте сознательности и укреплении взаимосвязей и
сотрудничества между отдельными людьми, группами и организациями, вряд ли можно надеяться на
существенные перемены в обществе, проникнутом духом торгашества и больше интересующемся
продуктивностью и рентабельностью, нежели психическим здоровьем своих членов.
Документ 12.1. Уравновешенный человек и «норма»
Сталкиваясь с жизненными трудностями и волей-неволей принимая тот вызов, который бросают
нам обстоятельства, мы все время вынуждены искать равновесия между адаптацией к реальности, с
одной стороны, и развитием своих потенциальных возможностей, которое позволило бы нам утвердить
собственную индивидуальность, с другой.
Выполнить эту двойственную задачу не так просто. Вполне «нормально» поэтому, что,
столкнувшись с определенными обстоятельствами или оказавшись в специфических ситуациях, мы
переживаем подчас сильную тревогу или глубокую депрессию, когда нам даже может показаться, что
всякая борьба бесполезна. «Нормально» и то, что мы прибегаем к механизмам психологической
защиты, позволяющим достичь быстрого, пусть даже временного, облегчения и «удержаться на плаву,
пока не утихнет буря». Ведь наступят и другие, более спокойные времена, а может быть, и минуты
торжества, когда все внезапно прояснится и покажется гораздо более светлым. Вся наша жизнь состоит
из таких эпизодов неустойчивости и «маленьких радостей». Уравновешенность обусловлена движением
по спирали, и в этом процессе весь человек участвует как единое целое, постепенно открывая для себя
новые горизонты и вступая в новые схватки.
В документе 2.13 мы описали, каким образом человек может достичь актуализации своих
потенциальных возможностей (по Маслоу). Здесь мы завершим эту картину, рассмотрев главные
особенности «уравновешенного человека», как их представляют себе разные авторы.
В физическом плане уравновешенный человек должен обладать отменным телесным здоровьем;
у него хорошее телосложение, он любит физические усилия и умеет сопротивляться усталости.
Психическое равновесие по существу немыслимо без серьезного внимания к телу. "Mens sana in corpore
sano" [*], —
говорил древнеримский автор Ювенал, имея в
виду, что душевное здоровье и здоровье
телесное суть два столпа мудрости.
[«В здоровом теле — здоровый дух».]
В сексуальном и аффективном плане уравновешенный индивидуум способен устанавливать
гармоничные интимные отношения с другими людьми. Без преувеличенной тревоги заботясь об
Hosted by uCoz