Navigation bar
  Print document Start Previous page
 424 of 574 
Next page End  

учиться жить лучше» (Lecomte, Tourigny, 1983).
По мнению сторонников таких сообществ, пациент волен сам выбирать, стоит ли ему
подвергаться индивидуальной психотерапии вне стен сообщества, но в решении проблем, порождаемых
совместным проживанием, ему помогают терапевты его же сообщества. Так, в частности, обстоят дела в
трех английских терапевтических сообществах, относящихся к Association Arbours, где главное
внимание уделяется проблемам «общинной жизни».
Среди прочих подобных ассоциаций в западных странах в первую очередь следует отметить
Philadelphia Association с психоаналитической ориентацией, основанную Лэингом (тоже в Англии).
Здесь пациенту предоставляется возможность совершить в стенах сообщества настоящее «путешествие
через безумие» (Barnes, Berke, 1971), дабы «воссоединить его разъединенные тело и дух»; при этом
пытаются сделать его речь с ее собственной логикой понятной ему самому, иногда отыскивая в ней
корни, сформировавшиеся еще до рождения, в материнской утробе (Laing, 1986) [*].
[Во Франции существуют лечебный центр Recamier и терапевтическая община Baisse (Sassolas,
1981). В США наиболее известны находящиеся в Калифорнии Chesnut Lodge и Soteria House. Начиная с
1975 г. много таких заведений создавалось и в Квебеке, большинство из них существует и поныне (см.
статью "Structures intermediaires ou alternatives" в журнале Sante Mentale au Quebec, vol. VIII, n°
1, juin
1983).]
Важный принцип деятельности терапевтических сообществ — отказ от «ухода за больным», а
вместо этого оказание помощи и поддержки «собрату», которого с первого момента его появления в
сообществе рассматривают как одного из членов целостной организации. Он должен лично обратиться
с просьбой о приеме, и эту просьбу рассматривают другие члены сообщества. Если перед вступлением в
сообщество пациент подвергался лекарственной терапии, он сам должен решать вопрос о ее
продолжении или прекращении, предварительно обсудив это с психиатром, назначившим ему лечение
[*]. Таким образом, терапевтическое сообщество стремится преодолеть «барьеры», связанные с
использованием медицинского подхода к психическим расстройствам, с большим числом членов
больничного сообщества, с выраженным иерархическим характером его социальной структуры и
систематическим применением лекарственных препаратов, обычным в психиатрических учреждениях и
мешающим установлению нормальных человеческих отношений с больным (Mosher, Menn, 1978).
[По большей части, однако, вступившие в терапевтическое сообщество люди сразу же от этого
лечения отказываются.]
Сети психологического посредничества. Ограниченные возможности тех сообществ, о
которых шла речь в предыдущем разделе, в какой-то мере компенсируются другим альтернативным (по
отношению к психиатрической системе) источником психологической помощи, включающим
структуры эффективной поддержки,
способные к быстрой мобилизации, если человек окажется в
критических обстоятельствах (Blanchet et al., 1981).
Эти структуры возникают из тех сообществ, в которые входят люди, переживающие кризис.
Такие сети состоят из общающихся между собой людей; их общение может быть основано либо на
личных привязанностях, что характерно для первичных сетей (родители, друзья, соседи, товарищи по
работе или по школе), либо, как в случае вторичных сетей, на принадлежности людей к какой-либо
профессиональной организации (профсоюз, профессиональный коллектив, религиозная община и т. п.).
К помощи таких сетей и прибегают люди, чтобы заручиться социальной поддержкой, необходимой для
решения какой-то проблемы, или воздействовать на семейные структуры в критические моменты жизни
(когда нужно удалить ребенка, обеспечить сближение определенных членов семьи и т. п.).
«Пациент» сам прилагает усилия, чтобы «собрать и мобилизовать» членов семьи, устраивая для
этого встречи с участием 5-20 человек. В таких встречах, во время которых «пациент» чувствует себя
равным среди равных, помимо прочих членов сети участвуют и профессионалы (психиатр, психолог,
представитель общественной организации, а иногда и социолог или антрополог). Во время встречи
обсуждается какая-то определенная тема или конкретная проблема (поиски жилья или работы,
административные или юридические ходатайства и т. п.). Такая встреча может включать глобальное
психологическое воздействие, но может и ограничиваться только проведением индивидуальной,
семейной или супружеской психотерапии, которая всегда должна в первую очередь касаться
социальных и только потом — психологических аспектов проблемы.
Психологическое посредничество можно считать успешным, если сеть окажется в состоянии
самостоятельно мобилизовать структуры аффективной поддержки и постепенно научить человека
разрешать возникающие перед ним жизненные трудности.
Hosted by uCoz