учиться жить лучше» (Lecomte, Tourigny, 1983).
По мнению сторонников таких сообществ, пациент волен сам выбирать, стоит ли ему
подвергаться индивидуальной психотерапии вне стен сообщества, но в решении проблем, порождаемых
совместным проживанием, ему помогают терапевты его же сообщества. Так, в частности, обстоят дела в
трех английских терапевтических сообществах, относящихся к Association Arbours, где главное
внимание уделяется проблемам «общинной жизни».
Среди прочих подобных ассоциаций в западных странах в первую очередь следует отметить
Philadelphia Association с психоаналитической ориентацией, основанную Лэингом (тоже в Англии).
Здесь пациенту предоставляется возможность совершить в стенах сообщества настоящее «путешествие
через безумие» (Barnes, Berke, 1971), дабы «воссоединить его разъединенные тело и дух»; при этом
пытаются сделать его речь с ее собственной логикой понятной ему самому, иногда отыскивая в ней
корни, сформировавшиеся еще до рождения, в материнской утробе (Laing, 1986) [*].
[Во Франции существуют лечебный центр Recamier и терапевтическая община Baisse (Sassolas,
1981). В США наиболее известны находящиеся в Калифорнии Chesnut Lodge и Soteria House. Начиная с
1975 г. много таких заведений создавалось и в Квебеке, большинство из них существует и поныне (см.
статью "Structures intermediaires ou alternatives" в журнале Sante Mentale au Quebec, vol. VIII, n°
1, juin
1983).]
Важный принцип деятельности терапевтических сообществ отказ от «ухода за больным», а
вместо этого оказание помощи и поддержки «собрату», которого с первого момента его появления в
сообществе рассматривают как одного из членов целостной организации. Он должен лично обратиться
с просьбой о приеме, и эту просьбу рассматривают другие члены сообщества. Если перед вступлением в
сообщество пациент подвергался лекарственной терапии, он сам должен решать вопрос о ее
продолжении или прекращении, предварительно обсудив это с психиатром, назначившим ему лечение
[*]. Таким образом, терапевтическое сообщество стремится преодолеть «барьеры», связанные с
использованием медицинского подхода к психическим расстройствам, с большим числом членов
больничного сообщества, с выраженным иерархическим характером его социальной структуры и
систематическим применением лекарственных препаратов, обычным в психиатрических учреждениях и
мешающим установлению нормальных человеческих отношений с больным (Mosher, Menn, 1978).
[По большей части, однако, вступившие в терапевтическое сообщество люди сразу же от этого
лечения отказываются.]
Сети психологического посредничества. Ограниченные возможности тех сообществ, о
которых шла речь в предыдущем разделе, в какой-то мере компенсируются другим альтернативным (по
отношению к психиатрической системе) источником психологической помощи, включающим
структуры эффективной поддержки,
способные к быстрой мобилизации, если человек окажется в
критических обстоятельствах (Blanchet et al., 1981).
Эти структуры возникают из тех сообществ, в которые входят люди, переживающие кризис.
Такие сети состоят из общающихся между собой людей; их общение может быть основано либо на
личных привязанностях, что характерно для первичных сетей (родители, друзья, соседи, товарищи по
работе или по школе), либо, как в случае вторичных сетей, на принадлежности людей к какой-либо
профессиональной организации (профсоюз, профессиональный коллектив, религиозная община и т. п.).
К помощи таких сетей и прибегают люди, чтобы заручиться социальной поддержкой, необходимой для
решения какой-то проблемы, или воздействовать на семейные структуры в критические моменты жизни
(когда нужно удалить ребенка, обеспечить сближение определенных членов семьи и т. п.).
«Пациент» сам прилагает усилия, чтобы «собрать и мобилизовать» членов семьи, устраивая для
этого встречи с участием 5-20 человек. В таких встречах, во время которых «пациент» чувствует себя
равным среди равных, помимо прочих членов сети участвуют и профессионалы (психиатр, психолог,
представитель общественной организации, а иногда и социолог или антрополог). Во время встречи
обсуждается какая-то определенная тема или конкретная проблема (поиски жилья или работы,
административные или юридические ходатайства и т. п.). Такая встреча может включать глобальное
психологическое воздействие, но может и ограничиваться только проведением индивидуальной,
семейной или супружеской психотерапии, которая всегда должна в первую очередь касаться
социальных и только потом психологических аспектов проблемы.
Психологическое посредничество можно считать успешным, если сеть окажется в состоянии
самостоятельно мобилизовать структуры аффективной поддержки и постепенно научить человека
разрешать возникающие перед ним жизненные трудности.
|