Рис. 2.8. Американский философ и психолог Уильям Джеймс (1842-1910) основатель
функционализма в психологии. Он считал, что «сознательная жизнь представляет собой непрерывный
поток», а не состоит из ряда дискретных элементов.
Начиная с этого времени психология стремится понять, как устанавливаются эти новые способы
адаптации. Таков подход функционалистов к изучению путей приобретения навыков и, в более общем
плане, процесса научения (см. документ 2.6).
Между тем, даже если функционалисты делают главный упор на внешние стороны психики, а не
на такие внутренние феномены, как ощущения или чувства, они представляют их себе как проявления
духовного начала. Они отдают предпочтение методу интроспекции, который позволяет им узнавать, как
у индивидуума развивается осознание той активности, которой он предается (см. документ 2.7).
Среди последователей Джеймса многие критиковали такой подход к анализу нашего поведения.
С их точки зрения предметом научного исследования должно быть только то, что доступно для прямого
наблюдения. А что такое внутренняя психическая деятельность? Невозможно наблюдать мысли,
возникающие при решении той или иной проблемы, или измерять испытываемые при этом чувства;
интроспекция, которая крайне субъективна, не способна преодолеть это затруднение.
В ответ на это противники функционалистов заявляли, что можно измерять скорость решения
задач или же те физические реакции, которые вызывает ситуация в эмоциональном плане. Иными
словами, только поведение, наблюдаемое со стороны, поддается объективному описанию. Поэтому
только на него и ни на что другое должна полагаться психология, если она желает идти действительно
научным путем.
Эту «поведенческую» позицию принял с 1908 года французский психолог Пьерон (Pieron). Но
лишь с зарождением в США бихевиоризма, главой которого стал Уотсон (Watson), наука о функциях
сознания окончательно уступила место науке о поведении.
За это время в Европе появились и другие направления, тоже оказавшие, каждая по-своему,
влияние на развитие психологии в нашем веке.
Психология в XX столетии
Развитие социальной и экономической сферы в XX веке и появление целого ряда новых областей
человеческой деятельности породили новые задачи как в научной, так и в технической области. Кроме
того, под влиянием новых точек зрения, возникших в психиатрии, и открытий в физиологии нервной
системы зарождающаяся наука психология стала искать новые направления исследований.
За первыми робкими шагами, предпринятыми структуралистами и функционалистами,
последовало выдвижение ряда новых подходов; появившиеся концепции, нередко противоречившие
друг другу, большей частью опирались на те представления о человеке, которых придерживался
основатель того или иного направления. Одни видели в человеке существо-объект, вылепленное средой
или детерминированное либо своими инстинктами, либо условиями и впечатлениями детства; для
других это было существо-субъект, которое способно, осознав свои возможности, в любой момент
изменить предначертанную ему судьбу; третьи рассматривали его как общественное существо,
поведение которого во всех случаях окажется плодом его взаимодействий с партнерами или с группой,
к которой он принадлежит. Одни придавали главное значение развитию поведения, другие
эмоциональности, третьи интеллекту или мышлению.
Чтобы лучше понять пути развития психологии в конце XX века, полезно будет сделать краткий
обзор вклада, внесенного каждым из этих основных ее направлений.
Бихевиористский подход
|