Критика функционализма, как мы видели, положила начало развитию бихевиоризма
направления, преобладающего в американской психологии вплоть до настоящего времени. Его
основатель, Дж. Б. Уотсон (J. B. Watson), провозгласил в 1913 году, что психология получит право
считаться наукой лишь после того, как она выработает объективный подход к исследуемым явлениям.
Рис. 2.9. Американский психолог Джон Б. Уотсон (1878-1958) основатель бихевиористской
школы, принципы которой он провозгласил в статье «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913).
Уотсон, в частности, утверждает, что все функции индивидуума можно свести к схеме SR.
Подобно химику, который изучает плавление какого-то металла и которого интересует только
изменение его состояния при данной температуре, психолог должен ограничиваться описанием и
количественной оценкой форм поведения, возникающих в данной ситуации.
Предложенная Уотсоном схема SR означает, что каждой ситуации (или стимулу
S)
соответствует определенное поведение (или реакция R).
Бихевиористы считали, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность
человека, а все понятия, связанные с сознанием, следует изгнать из сферы научной психологии. По их
мнению, например, выражения «этот ребенок боится собаки» или «я влюблен в эту женщину» в
научном плане не означают ничего. Согласно бихевиористам, «осознание» субъектом таких явлений
слишком субъективно и совершенно бесполезно для исследователя. Напротив, объективные описания
(«слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака, и слабеют при удалении
собаки», или «при встрече с этой женщиной сердце у меня бьется сильнее, а зрачки расширяются»)
дают возможность количественно оценить эти формы поведения и «измерить» чувство страха или
степень увлеченности.
За несколько лет до этого русский физиолог И. П. Павлов и его сотрудники [*] показали, как,
например, звук колокольчика сам по себе может вызвать у голодной собаки реакцию слюноотделения.
Эти работы позволили Уотсону дать объективное объяснение развитию навыков или появлению новых
форм поведения в результате образования условных рефлексов (обусловливания), что подтверждало, по
его мнению, бесполезность концепции сознания (см. документ 2.8).
[Первое сообщение об этих работах было сделано на Международном медицинском конгрессе,
состоявшемся в 1903 г. в Мадриде.]
Рис. 2.10. Русский физиолог И. П. Павлов (1849-1936). Он впервые сформулировал учение об
условных рефлексах, исходя из своих знаменитых опытов, в которых звуки колокольчика вызывали
выделение слюны у собаки.
Кроме того, Торндайк (Thorndike, 1911) показал, что научение во многих случаях может быть
|