проверять их, экспериментировать в надежде на создание все более и более последовательных теорий;
затем эти теории можно будет применять к отдельным индивидуумам в зависимости от различных
ситуаций, в которых каждый человек может оказаться, и с наибольшей пользой для всех.
Как мы увидим в следующей главе, перед психологией стоит двоякая задача: во-первых, она
должна все дальше развивать теоретические исследования, а во-вторых, адекватно решать, иногда в
очень срочном порядке, практические проблемы. На данной стадии такое призвание психологии
позволяет нам предложить современное определение этой науки, которое одновременно учитывает и
вклад бихевиоризма, и биологический, когнитивный, динамический и социально-психологический
подходы. В этом смысле психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и
умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.
Документ 2.1. Культ черепа
Ритуал погребения, несомненно, один из самых древних. Он был широко распространен у
неандертальцев, т. е. еще 100 000 лет назад. Найдены относящиеся к этой эпохе погребения, в которых
мертвецы лежат в определенной позе, с согнутыми руками под головой.
Однако обычаи, связанные с погребением, существовали, по-видимому, и гораздо раньше.
Черепа синантропов
(Homo erectus,
живший в Китае 400 000 лет назад) располагали в могилах
определенным образом, но перед этим большая их часть, очевидно, подвергалась ритуальному
каннибализму: затылочное отверстие этих черепов расширено, и это позволяет предполагать, что мозг
умерших извлекали, а затем поедали (рис. 2.20) [*].
[H. Gastaut, dans: E. Morin, M. Piatelli-Palmarini, L'unite, Vol. 3, Paris, Seuil, 1974, p. 265.]
Рис. 2.20. В чем смысл трепанации этих черепов, произведенной сотни тысяч лет назад?
Освобождение «духа» после смерти человека? Ритуальный каннибализм, позволяющий заимствовать
способности покойного? Способ лечения путем изгнания «злых духов»?
Такие обычаи наводят на мысль, что люди еще в те времена задумывались над судьбой человека
после его смерти; и, самое главное, это указывает на то, что они подозревали Существование «разума»
или «духа», который можно приобрести подобным образом.
Документ 2.2. Происхождение слова «психология»
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.
Эрот,
сын Афродиты,
влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению,
Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой
смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый
ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так
велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить
все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса верховное божество греков
превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом влюбленные были соединены
навеки.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации
человеческой души. Поэтому Психея смертная, обретшая бессмертие, стала символом души,
ищущей свой идеал.
|