Navigation bar
  Print document Start Previous page
 59 of 574 
Next page End  

Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «psyche» (душа) и «logos»
(учение, наука), то оно появилось впервые только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана
Вольфа.
Рис. 2.21. Немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754). Он впервые ввел в философский
язык термин «психология» в своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология»,
опубликованных в 1732-1734 годах.
Документ 2.3. Душа и тело: 1 + 1 = 2 или 1 + 1 = 1?
Представление о человеке, состоящем из нематериальной души, управляющей материальным
организмом, — это дуалистическая концепция, восходящая, как мы видели, к доисторическим
временам.
В научной психологии, однако, утвердилось представление о том, что наши восприятия, наши
чувства или мысли — это всего лишь результат жизнедеятельности нервных клеток, объединенных в
один орган — головной мозг, который представляет собой лишь одну из составных частей организма.
Это монистическая концепция, разделяемая большинством современных ученых; по их мнению, нет
никакой необходимости искать объяснение психических функций мозга не в материальных процессах,
происходящих в организме, а где-то еще.
Как мы увидим в документе 5.2, современные физические теории побудили некоторых ученых
расширить этот монистический взгляд, распространив его на всю Вселенную. Поскольку Вселенная
построена из волн и частиц, находящихся в непрерывном взаимодействии, в природе существует некий
всеобщий интеллект, который возрастает по мере усложнения материи — от камня до самых
высокоорганизованных существ. Что касается человека, то он — всего лишь одно звено в этой
огромной совокупности.
Подобный взгляд нельзя считать несовместимым с религиозными концепциями, которых
придерживаются многие из тех же ученых. Он никак не затрагивает наши личные верования. Как
подчеркивает Хебб (Hebb, 1974), «не может быть никакого конфликта между религией и научным
методом. Научная теория пытается подойти к истине путем последовательных приближений» и поэтому
не может быть догматичной.
Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод
Научный подход стремится освещать факты как можно более объективно с целью их
исследования и сопоставления, а не для подтверждения заранее принятой теории.
Научный метод слагается в основном из четырех этапов, которые все ученые, будь то физики,
психологи или астрономы, проходят в одинаковой последовательности.
Первый этап состоит в формулировке и постановке проблемы, находящейся в центре интересов
ученого. Эта проблема обычно предстает в форме какого-то вопроса.
На втором этапе формулируется гипотеза,
т. е. предположительный ответ на поставленную
проблему, опирающийся на уже известные факты. Поэтому такой ответ всегда носит декларативный
характер [*].
[При исследовании новой проблемы, относительно которой еще нет никаких данных, второй
этап пропускают и переходят к третьему
к постановке эксперимента, «чтобы что-нибудь
усмотреть».]
Третий этап состоит в проверке гипотезы или, иными словами, в выявлении экспериментальным
Hosted by uCoz