высокую спонтанную активность, чем «блестящие»; и если они по-прежнему медленно научались
проходить лабиринт без ошибок, то при поисках корма на открытых пространствах или на высоко
расположенных предметах они, наоборот, проявляли гораздо большую решительность, чем
«блестящие».
Создается впечатление, что во всех ситуациях, близких к естественным условиям, «глупые»
крысы превосходили «блестящих». В наши дни этолог добавил бы, что хорошо «адаптированная» крыса
это, несомненно, та, которая обладает эмоциональными характеристиками «глупой» крысы; вместо
того чтобы устремиться, опустив голову, к нескольким зернышкам в искусственной среде лабиринта,
такая крыса обстоятельно обследует все вокруг, останавливаясь даже в тупиках, чтобы принюхаться к
следам мочи или другим меткам, оставленным ее предшественниками. К сожалению (для этих крыс),
такое поведение не вписывалось в ту концепцию разума животных, которой придерживались в
недавнем прошлом психологи. Но не оказываются ли в сходном положении и многие дети, для которых
в роли лабиринта выступает школа?
Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты
На путях психологических исследований расставлено множество капканов, очень часто
толкающих к ошибочным выводам и к интерпретациям, плохо согласующимся с реальными фактами.
Мы перечислим лишь наиболее известные из этих капканов, в которые особенно рискуют попасть
психологи-новички или же их испытуемые.
Эффект плацебо
Этот эффект обнаружен медиками. Он основан на внушении, оказываемом преднамеренно или
невольно врачом или экспериментатором. Когда испытуемые убеждены в эффективности
предлагаемого им лекарственного препарата или предписываемого режима, у них очень часто можно
наблюдать желаемые эффекты, хотя на самом деле ни препарат, ни режим никакого действия не
оказывают (см. документ 12.7).
Эффект Хоторна
Эффект плацебо лишь частный случай эффекта Хоторна. Как показали опросы, проведенные
промышленными психологами на предприятиях Хоторна в Чикаго, одно лишь участие в эксперименте
оказывает на испытуемых такое влияние, что очень часто они ведут себя именно так, как ожидают от
них экспериментаторы.
Эффект аудитории
Присутствие публики, пусть даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения
испытуемого или выполнение им поставленной задачи. Согласно Зайонцу (Zajonc, 1965), во время
обучения наличие зрителей скорее смущает испытуемого, но после того, как он освоит решение задачи,
или в том случае, если от него требуется физическое усилие, публика, напротив, облегчает дело.
Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя)
Пигмалион был греческим скульптором, который по преданию изваял статую столь прекрасную,
что влюбился в нее и умолил богов оживить ее. Американский психолог Розенталь (1966) назвал
именем Пигмалиона явление, состоящее в том, что экспериментатор, твердо убежденный в
обоснованности какой-то гипотезы или верности какой-то информации, непроизвольно действует так,
что она получает фактическое подтверждение.
Эффект первого впечатления
Этот эффект выражается в том, что очень часто, оценивая личность того или иного человека или
черты его характера, мы придаем наибольшее значение своему первому впечатлению. Дело доходит до
того, что все последующие сведения о данном лице, противоречащие созданному образу, очень часто
|