Navigation bar
  Print document Start Previous page
 87 of 574 
Next page End  

психотерапию. Второй помогает главным образом людям, проблемы которых связаны с семейными и
супружескими отношениями. Сексолог старается выявить психологические причины сексуальных
проблем и найти необходимую терапию. Психолог-консультант помогает отдельным людям или целым
общинам справляться с возникающими у них проблемами.
3. Школьные и промышленные психологи — это психологи-консультанты, оказывающие помощь
учащимся и работающим людям в выборе специальности или места работы. Что касается
педагогических психологов и психологов-эргономистов,
то они занимаются совершенствованием
методов обучения и труда, а также обстановки в учебных заведениях и на промышленных предприятиях
в соответствии с потребностями человека.
4. Психолог вмешивается во все большее число областей человеческой деятельности. В
настоящее время возникли и развиваются издательская, юридическая, военная психология, психология
религии, взаимодействий с окружающей средой и даже творчества.
5. Генетическая психология
одна из областей теоретической психологии, пытающаяся
объяснить психологическое развитие индивидуума с момента оплодотворения яйцеклетки и до смерти,
а также механизмы, лежащие в основе этого развития.
6. Психология личности изучает становление у индивидуума свойственных ему особенностей. В
отличие от этого социальная психология исследует взаимное влияние людей друг на друга.
7. Фундаментальные исследования в психологии направлены главным образом на выявление
законов восприятия и научения, а также на изучение мотивации, решения задач и т. п. Психофизиолога
особенно интересуют соотношения между нервной системой и поведением, тогда как психофармаколог
пытается оценить воздействие на поведение новых лекарственных препаратов. Зоопсихолог изучает
поведение животных, с тем чтобы лучше понять их родственные связи с человеком. Парапсихолог
старается убедиться в существовании явлений, еще не получивших объяснения, и понять, как они
соотносятся с «обычными» способностями человека. Что касается специалистов по искусственному
интеллекту, то их усилия направлены на углубление наших представлений о процессах познания путем
проведения аналогий с работой вычислительных машин.
8. В психологии используются методы двух категорий: описательные и экспериментальные.
Корреляционный анализ позволяет сравнивать между собой показатели, полученные такими
описательными методами, как наблюдения в естественных условиях, систематические наблюдения, а
также опросы и тесты; этому анализу, однако, свойственны некоторые ограничения в возможностях
интерпретации результатов. Что касается экспериментального метода, позволяющего установить
причинно-следственную связь между изучаемыми переменными, то он остается наилучшим научным
методом.
9. Создание экспериментальных и контрольных групп дает возможность проверить действие
независимой переменной,
влияние которой хотят оценить, на зависимые переменные,
определяемые
поведением испытуемых, после того как взяты под контроль все другие факторы и выявлены
промежуточные переменные (присущие испытуемым), способные повлиять на результаты.
10. Результаты эксперимента могут быть искажены под влиянием ряда субъективных факторов,
зависящих от экспериментатора и испытуемых. Этого можно избежать, используя двойной слепой
метод.
11. Обработка результатов и подготовка сообщения
два последних акта, необходимые для
доведения исследования до конца.
Литература
Общие работы
Cohen D., 1976. Psychologists on Psychology, New York, Taplinger.
Fourastie J., 1966. Les conditions de l'esprit scientifique, Paris, Gallimard.
Fraisse P., Piaget J., 1963. Traite de psychologie experimentale, I Historie et Methodes, Paris,
P.U.F.
Henneman P. H., 1975. La psychologie et son champ d'action, Montreal, Les Editions HRM Ltee.
Reuchlin M., Huteau M., 1973. Guide de l'etudiant en psychologie, Paris, P. U. F.
Richelle M., 1968. Pourquoi des psychologues? Bruxelles, Dessart.
Hosted by uCoz