Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 574 
Next page End  

направления психологии, но затрагиваются и последние достижения в самых различных областях
психологических знаний. Автор рассматривает не только традиционные проблемы восприятия, памяти,
мышления и т. д., но и вопросы естественно-научного познания внутреннего мира с помощью
медитации, смело привлекает данные социобиологии при объяснении поведения людей в обществе.
Во-вторых, в книге привлекает научность изложения и интерпретации результатов. Материал
учебника максимально деполитизирован. Это очень важное достоинство книги; при ее написании автор
руководствовался убеждением, что наука становится наукой только тогда, когда философская
дискуссия перестает быть единственным методом познания, уступая место точному и систематическому
эксперименту. Всю книгу пронизывает мысль об однозначной зависимости психологических
закономерностей от деятельности мозговых механизмов.
В-третьих, материал книги очень хорошо организован дидактически. Книга легко, увлекательно
читается. Но главное в том, что материал книги организован как бы на нескольких уровнях сложности.
Основной учебный материал изложен в начале каждой главы. Затем каждый раздел главы расширяется
за счет дополнительных данных в разделе «Документы». Отдельные главы (приложения А и Б) дают
расширенное представление о механизмах мозговой деятельности и методах статистического анализа в
психологии. Существенно наличие вопросника после каждой главы для контроля или самоконтроля
усвоения учебного материала студентом. Вопросы при желании легко ввести в ЭВМ, что позволит
преподавателю проводить компьютеризованный контроль подготовки к экзамену и облегчит
самоподготовку учащихся.
В целом книгу можно рекомендовать в качестве основного учебника по психологии на младших
курсах психологических и педагогических факультетов, а также как учебное пособие для
биологических, медицинских и технических вузов. Безусловно, книга представит интерес для всех, кто
интересуется природой человека, кого волнуют тайны психики, ее закономерности и механизмы.
Профессор Г. Г. Аракелов
Работа по переводу книги была распределена следующим образом: Т. Я. Эстрина — гл. 1-3; А. В.
Пегелау — гл. 4-6; Н. Н. Алипов — гл. 7-9, приложение Б; В. В. Свечников — гл. 10-12, приложение А.
Моим детям Фредерике и Кристофу
Чем больше я узнаю человека, тем больше я люблю свою собаку, говорил дурак.
Чем больше я узнаю человека, тем больше я его люблю, говорила собака.
Чем больше я узнаю, тем больше я люблю, говорил человек.
Жан Марсенак
Предисловие
Будучи научным консультантом серии, в которую включили этот труд, я взял себе за правило
отклонять любые просьбы о написании предисловий к публикуемым в ней книгам. Говорят, однако, что
нет правил без исключений и что исключения лишь подтверждают правило. Признаться, я никогда не
мог уловить логику в этом утверждении, но тем не менее осмелился на сей раз им воспользоваться. К
тому же это руководство — несколько особый случай, что и оправдывает допущенное мною
отступление от правил.
Автор был моим учеником; он любезно напомнил мне об этом и даже выразил свою
благодарность. Я тоже помню его, а также помню — о чем, несомненно, помнит и он, — как я прогнал
его с одного из первых экзаменов, который он мне сдавал. Он собирался в то время заниматься
преподавательской деятельностью в Центральной Африке, а экзаменовался по культурной
(этнографической) антропологии. Пробелы в его знаниях показались мне тем более недопустимыми, что
он мог вскоре оказаться в местах, где как раз и следовало бы задуматься о возможностях этой
дисциплины, которая в то время редко фигурировала в обязательной программе начального курса
психологии. Как я полагаю, Жо Годфруа согласился со мной и, приняв вызов, не только быстро
Hosted by uCoz