Исследования показали, что рационально-эмотивная терапия и подобные ей когнитивные
подходы помогают снижению социальных страхов (Woody et al., 1997; Juster et al., 1996), причем это
снижение сохраняется годами (Heimberg et al., 1993 1991). Фактически, терапия Эллиса лучше подходит
для лечения социофобий, чем большей части других расстройств. В то же время исследователи
предполагают, что когнитивная терапия, подобно методам воздействия, только в нескольких случаях
помогает клиентам полностью преодолеть социофобию (Poulton & Andrews, 1996). Она снижает
социальный страх, но мало помогает людям успешно действовать в социальной сфере (Gardner et al.,
1980). Здесь на первый план выходит тренинг социальных навыков.
Тренинг социальных навыков Терапевты, использующие тренинг социальных навыков,
комбинируют несколько поведенческих техник, чтобы помочь людям совершенствовать их социальные
навыки. Обычно они моделируют соответствующее социальное поведение и предлагают клиентам
попробовать себя в нем. Как правило, клиенты разыгрывают роли с терапевтами, репетируя свое новое
поведение, пока у них не начнет получаться. Во время этого процесса терапевты обеспечивают
открытую обратную связь и подкрепляют (хвалят) клиентов за успешное выполнение упражнения.
Социальное подкрепление от других людей, страдающих социальными страхами, зачастую
является более действенным, чем подкрепление, следующее от одного терапевта. В тренинговых
группах социальных навыков и в тренинговых группах уверенности в себе их члены примеряют на себя
и репетируют новое социальное поведение перед другими членами группы или вместе с ними. Группа
также может решать, какое поведение является социально уместным.
Тренинг социальных навыков помогает людям действовать успешнее в социальных ситуациях
(Emmelkamp, 1994; Mersch et al., 1991). Тем не менее, несмотря на лечение, некоторые люди
продолжают испытывать высокий уровень страха (Juster et al., 1996, Marks, 1987).
Ни один отдельно взятый подход, будь то поведенческая терапия с техниками воздействия,
когнитивная терапия или тренинг социальных навыков, не приводит к полному исчезновению
социальных фобий, и ни один не доказал своего превосходства над другими (Wlazlo et al., 1990; Mattick
et al., 1989). Ho каждый из них полезен, и если их комбинировать, то результаты особенно
воодушевляют (Норе & Heimberg, 1993).
Крупным планом
Мнимое всеобщее внимание
Многие люди с тревожным расстройством беспокоятся о том, как они выглядят в глазах других.
Их может волновать, что слова их покажутся глупыми, внешность непривлекательной, а сами они
неотзывчивыми. Оказывается, они ошибаются и не в том, как на них смотрят, а в том, что на них
вообще смотрят. Люди, не страдающие чрезмерной тревогой, часто допускают ту же ошибку.
Психолог Томас Джилович (Thomas Gilovich)
со своими коллегами из Корнеллского
университета (1996) обнаружил, что люди замечают наше поведение и нашу внешность гораздо реже,
чем нам кажется. Когда эти исследователи попросили группу студентов Корнелла носить тенниску
Барри Манилоу, приведенные в замешательство студенты предсказали, что как минимум половина
наблюдателей заметят эту тенниску, как только они войдут в комнату. На самом деле тенниску заметил
лишь каждый четвертый. Похожим образом лыжники преувеличивают процент тех, кто, поднимаясь на
подъемнике, будет наблюдать и обсуждать их умение кататься, пока они проезжают под подъемником.
<Вопросы для размышления. Почему люди, в том числе и те, кто страдает тревожными
расстройствами, могут быть склонными к мыслям о том, что другим очень интересно наблюдать за
ними? Почему люди мало обеспокоены действиями и внешностью других?>
---
Резюме
Фобия это сильный, стойкий и необоснованный страх перед определенным объектом,
деятельностью или ситуацией. Около 11% взрослого населения Соединенных Штатов ежегодно
страдает от этого расстройства. Существует три основные категории фобий: агорафобия, социофобия и
специфические фобии.
Теории возникновения фобий. Долгие годы наиболее влиятельной являлась бихевиористская
теория возникновения фобий. Бихевиористы считают, что фобии формируются под влиянием
окружающей обстановки через классическое обусловливание или моделирование, и сохраняются
|