не на что надеяться. Игнациус оставался для нее напоминанием об упущенных возможностях...
Уступчивость и покорность, которые она проявляла в жизни, не позволили ей достичь своей цели...
Когда она осознала все это, то ощутила еще большую подавленность. (Arieti & Bemporad, 1978, p. 275-
284)
<Ранняя утрата. Исследования показывают, что люди, потерявшие в детстве своих родителей,
чаще испытывают депрессию в годы взрослой жизни.>
Исследования в целом подтверждают психодинамическую теорию, согласно которой депрессию
может вызвать какая-то серьезная утрата (АРА, 1993). В известном исследовании 123 младенцев,
которых поместили в ясли, после того как они были разлучены со своими матерями, Рене Шпиц (Spitz,
1946, 1945) обнаружил, что 19 младенцев стали после разлуки с матерью очень плаксивыми и
грустными и уклонялись от контактов с окружающими реакция, называемая анакликтической
депрессией (Bowlby, 1980; 1969; Harlow & Harlow, 1965).
Анакликтическая
депрессия депрессивная модель поведения, обнаруживаемая у очень
маленьких детей и вызванная их разлукой с матерью.
<Психологические заметки. В Северной Америке, Европе и Японии множество людей покупает
«виртуальных домашних животных», электронные интерактивные игрушки. Их владельцы должны
нажимать на кнопки, чтобы погладить, накормить и выдрессировать своих любимцев; если за зверьками
плохо ухаживают, они умирают. Врачи предупреждают, что некоторые из владельцев этих игрушек,
особенно легко ранимые и одинокие дети, могут испытывать реальное чувство утраты, когда умирает
их виртуальная собачка или кошка (O'Neill, 1997).>
Другие исследования также позволяют предположить, что утрата, понесенная в ранние годы
жизни, может закладывать основу для последующей депрессии (Palosaari & Aro, 1995; АРА, 1993;
Burbach & Borduin, 1986). К примеру, когда 1250 пациентов во время визитов к своим семейным врачам
оценивали свою депрессию с помощью специальной шкалы, те из них, кто в детстве потерял отца,
оценивали ее как более тяжелую (Barnes & Prosen, 1985).
Родственные исследования подтверждают психодинамическую идею, согласно которой люди,
чьи детские потребности не удовлетворялись должным образом, чаще впадают в депрессию после
понесенной ими утраты (Young et al., 1997; Parker, 1992, 1983). В некоторых исследованиях
депрессивные субъекты отвечают на вопросы теста, называемого Шкалой отношений с родителями
(Parental Bonding Instrument), который показывает, в какой мере, по мнению человека, о нем заботились
в детстве и в какой степени его опекали. Многие сообщают, что их родителям был свойственен такой
стиль воспитания, который называют «безэмоциональным контролем» (affectionless control) и который
включает в себя одновременно и поверхностную заботу, и жесткую опеку (Sato et al., 1997; Parker et al.,
1995).
Эти исследования в определенной степени поддерживают психодинамическое объяснение
депрессии,
но такие доказательства имеют серьезные ограничения. Во-первых, хотя данные и
свидетельствуют, что утраты и неадекватное отношение со стороны родителей иногда вызывают
депрессию, они не подтверждают, что подобные факторы, как правило, ответственны за депрессию. Во-
вторых, многие из полученных данных не согласуются между собой. Хотя в некоторых исследованиях
обнаруживают факты, доказывающие наличие связи между понесенной в детстве утратой и
последующей депрессией, в других это сделать не удастся (Parker, 1992; Owen, Lancee & Freeman, 1986).
Наконец, отдельные аспекты психодинамического объяснения депрессии проверить почти невозможно.
К примеру, поскольку переживание символической утраты, как считается, происходит на
бессознательном уровне, исследователям трудно определить, имеет ли она место, и если имеет, то в
какой момент она произошла.
<В мире животных. Харри Харлоу (Harlow) и его коллеги установили, что обезьяны начинают
испытывать явную тревогу, когда их разлучают с матерью. Даже у тех обезьян, которых «воспитывала»
суррогатная мать (манекен взрослой обезъяны) проволочный цилиндр с наполнителем из
пенорезины, покрытый махровой тканью, формировались отношения привязанности, и они
тосковали в отсутствии «родителя».>
Психодинамическая терапия. При работе с депрессивными пациентами терапевты
психодинамического направления применяют те же самые базовые процедуры, которые они
используют при лечении других заболеваний: они побуждают человека высказывать во время терапии
свободные ассоциации; предлагают интерпретации ассоциаций, снов и проявлений сопротивления и
переноса, о которых сообщает человек, и помогают ему произвести обзор прошлых событий и чувств.
|