Navigation bar
  Print document Start Previous page
 196 of 617 
Next page End  

постоянный плач, потерю аппетита, трудности с засыпанием, утрату интереса к жизни и отрешенность
от происходящего (Beutel et al., 1995). Согласно Фрейду и Абрахаму, когда у нас умирает любимый
человек, в действие приводится серия неосознаваемых процессов. Неспособные смириться с потерей,
скорбящие люди сначала возвращаются к оральной стадии развития, периоду полной зависимости,
когда младенцы неспособны отделить себя от своих родителей. Возвращаясь к этой стадии, скорбящие
начинают идентифицировать себя с человеком, которого они потеряли, и тем самым символически
вновь обретают умершего. Они направляют все свои чувства к любимому, включая печаль и гнев, на
себя.
Для большинства скорбящих этот процесс носит временный характер. Некоторым, однако, не
удается справиться со своим горем. Они ощущают себя опустошенными, продолжают избегать
социальных контактов, а их чувство утраты усиливается. Они впадают в депрессию. Фрейд и Абрахам
полагали, что к клинической депрессии особенно предрасположены два типа людей, потерявших
близкого человека: те, чьи потребности в период оральной стадии младенчества родители не сумели
удовлетворить, и те, чьи потребности родители удовлетворяли чрезмерно. Оба этих типа людей могут
посвящать свою жизнь другим, добиваясь во что бы то ни стало их любви и одобрения (Bemporad,
1992). Они чаще испытывают глубокое чувство утраты, когда умирает любимый человек.
Разумеется, многие люди впадают в депрессию и в том случае, когда никто из их близких не
умирает. Стараясь объяснить причину этого, Фрейд предложил концепцию символической, или
воображаемой, утраты. Например, студентка колледжа может относиться к своему провалу на экзамене
по математике как к утрате собственных родителей, полагая, что они любят ее только тогда, когда она
хорошо успевает в учебе.
Хотя многие теоретики психодинамического направления пытались внести изменения в теорию
депрессии Фрейда и Абрахама (Jacobson, 1971; Bibring, 1953), она продолжает влиять на современное
мышление. К примеру, сторонники теории объектных
отношений психодинамической теории,
делающей акцент на отношениях, — утверждают, что депрессия случается у людей в том случае, когда
отношения с окружающими вызывают у них чувство незащищенности и неуверенности (Kernberg, 1997,
1976). Люди, родители которых способствовали тому, что они стали либо слишком зависимыми, либо
слишком уверенными в себе, скорее впадут в депрессию, когда в дальнейшем прекратятся значимые для
них отношения.
Символическая утрата согласно теории Фрейда, потеря высокоценимого объекта
(например, потеря работы), которая неосознанно интерпретируется как утрата любимого человека.
Другое название — воображаемая утрата.
Приведенное ниже описание женщины средних лет, страдающей депрессией, иллюстрирует
психодинамическую концепцию зависимости, потери любимого человека и символической утраты:
Миссис Мари Карлс... всегда испытывала сильную привязанность к своей матери. Ее даже
прозвали «Штампом», поскольку она была так же неотделима от нее, как штамп от письма. Она все
время старалась успокоить свою напоминавшую вулкан мать, ублажить ее всевозможными
способами...
Выйдя замуж [за Джулиуса], Мари сохранила свою покорность и уступчивость. До вступления
в брак она порой не желала подчиниться энергичной
матери, но после замужества почти
автоматически смирилась со своей зависимой ролью...
Спустя несколько месяцев после начала лечения пациентка рассказала о содержании одного
своего сна. Они с Игнациусом решили больше не встречаться. Она должна покинуть его навсегда. Я
спросил ее, кто такой Игнациус, так как ранее она о нем не упоминала. Пациентка ответила почти
удивленно: «Но когда я пришла к вам в первый раз, то сказала, что в прошлом у меня было одно
увлечение». Затем она сообщила мне, что когда ей было тридцать... они с мужем пригласили
Игнациуса, одинокого мужчину, пожить у них. Вскоре Игнациус и пациентка поняли, что испытывают
друг к другу влечение. Оба пытались подавить эту чувство; но когда Джулиус должен был уехать на
несколько дней в другой город, так называемое увлечение переросло в нечто намного большее. Между
ними было несколько интимных контактов... Появилось глубокое чувство духовной близости... Через
несколько месяцев всем им пришлось уехать из города. Игнациус и Мари обещали не терять связь друг
с другом, но каждый из них был полон сомнений из-за Джулиуса, любящего мужа Мари и верного друга
Игнациуса. Не предпринималось никаких попыток сохранить отношения. Два года спустя, примерно
через год после окончания войны, Игнациус женился. Она почувствовала себя страшно одинокой...
Страдания Мари стали еще более мучительными, когда она поняла, что стареет и ей больше
Hosted by uCoz