Navigation bar
  Print document Start Previous page
 201 of 617 
Next page End  

предстоит проверить данную идея с помощью надежных тестов (Nolen-Hoeksema, 1990, 1987).
5. Теория «самообвинений». Исследования показывают, что женщины чаще, чем мужчины,
приписывают свои неудачи отсутствию способностей, а свои успехи объясняют везением —
атрибутивный стиль, который также связывают с депрессией (Wolfe & Russianoff, 1997). Возможно,
далеко не случайно, что эти гендерные различия в атрибуции начинают иметь место в подростковый
период, примерно в то самое время, когда впервые отмечаются половые различия в депрессии (Nolen-
Hoeksema & Girgus, 1995).
Каждое из этих объяснений половых различий в монополярной депрессии дает пищу для
размышлений. Каждое собрало достаточно доказательств, делающих его интересным, и в то же время
имеется достаточно фактов, которые ему противоречат и потому вызывают сомнения в адекватности.
Тем самым в настоящее время половые различия в депрессии остаются одним из наиболее
обсуждаемых, но хуже всего понимаемых феноменов в клинической области.
<Толчком к написанию картины «Меланхолия (Лаура)» Эдварду Мунку послужили тяжелые
приступы депрессии, которыми страдала его сестра.>
---
Когнитивный подход
Теоретики когнитивного направления считают, что люди с монополярной депрессией оценивают
события в негативном ключе и что подобное восприятие ведет к депрессии. Поэтому когнитивные
терапевты уделяют основное внимание мыслительным процессам этих личностей, а не их настроению.
Двумя наиболее влиятельными когнитивными объяснениями депрессии являются теория выученной
(приобретенной) беспомощности и теория аберрации мышления (негативная триада Бека).
Выученная беспомощность. Испытываемое больным чувство беспомощности отчетливо
проявляется в следующем описании депрессии молодой женщины:
Мэри было 25 лет, и она только что приступила к учебе на последнем курсе колледжа... Когда
ее попросили рассказать о том, какой была ее жизнь в последнее время, Мэри начала плакать. Рыдая,
она сказала, что в течение последнего года или около того ей казалось, что она теряет способность
контролировать свою жизнь и что недавние стрессы (возобновление учебы и трения с ее приятелем)
вызвали у нее чувство страха и собственной никчемности. Из-за постепенного ухудшения зрения она
была теперь вынуждена весь день носить очки. «Очки придают мне ужасный вид, — поведала она, — и
теперь я редко смотрю людям в глаза». Кроме того, за последний год Мэри прибавила в весе 20
фунтов. Она находила себя толстой и непривлекательной. Временами она была почти уверена, что
будь у нее достаточно денег для покупки контактных линз и времени для занятий спортом, она бы
смогла избавиться от своей депрессии; в другие моменты ей казалось, что ничто уже не поможет...
Мэри полагала, что деградация происходит и в других сферах ее жизни. Она перестала справляться с
учебными нагрузками, и впервые за все время ей был назначен испытательный срок для устранения
академической задолженности... В дополнение к неудовлетворенности собственной внешностью и
страхам по поводу перспектив в учебе Мэри жаловалась на отсутствие друзей. Ее социальное
окружение состояло исключительно из ее приятеля, с которым они вместе жили. Хотя порою эта
связь вызывала у нее чувство почти невыносимого разочарования, она не находила в себе сил внести в
нее какие-то изменения и пессимистически расценивала будущее. (Spitzer et al., 1983, р. 122-123)
Мэри казалось, что она «теряет способность контролировать свою жизнь». Согласно психологу
Мартину Селигману, подобное чувство беспомощности составляет центральное звено депрессии Мэри.
С середины 1960-х годов Селигман разрабатывает теорию депрессии, получившую название теории
выученной беспомощности (Seligman, 1992, 1975). Согласно ей, люди впадают в депрессию, когда им
кажется, что (1) они больше не контролируют подкрепления в собственной жизни и (2) они сами несут
ответственность за это состояние беспомощности.
Выученная беспомощность
основанное на прошлом опыте представление, что человек не
контролирует свои подкрепления.
Теория Селигмана начала впервые обретать свою форму, когда он работал с подопытными
собаками. В одном эксперименте он привязывал собак в аппарате, названном «гамаком», в котором они
получали периодические удары, независимо от того, что делали. На следующий день каждую из собак
помещали в ящик-челнок, ящик, разделенный посередине барьером, через которой животное могло
Hosted by uCoz