перепрыгнуть, чтобы оказаться на другой стороне (см. рис. 6.3). Селигман подвергал ударам собак в
ящике, ожидая, что они, подобно большинству других собак в этой ситуации, вскоре научаться избегать
удара, перепрыгивая через барьер. Однако эти собаки оказались неспособными научиться чему-либо.
Поволновавшись какое-то время, они просто «ложились, тихо скулили» и принимали удар.
Рисунок 6.3. Спасительный прыжок. Экспериментальные животные научаются избегать
ударов, которым они подвергаются в одном отсеке ящика, перепрыгивая на другую (безопасную)
сторону барьера.
Селигман решил, что, получая днем раньше в «гамаке» удары, от которых было нельзя
уклониться, собаки убеждались, что они не контролируют неприятные подкрепления (удары) в
собственной жизни. Поэтому когда их затем помещали в новую ситуацию (ящик-челнок), где они в
действительности могли влиять на свою судьбу, собаки продолжали считать себя в целом
беспомощными. Селигман заметил, что свойства выученной беспомощности очень напоминают
симптомы депрессии у людей, и предположил, что люди впадают в депрессию после того, как приходят
к выводу, что они не контролируют подкрепления в собственной жизни.
В исследованиях, проводимых и на людях, и на животных, испытуемые, которых заставляют
поверить в собственную беспомощность, демонстрируют реакции, схожие с депрессией. Например,
когда испытуемые люди получали неконтролируемые негативные подкрепления, они затем оценивали
свое депрессивное настроение как более тяжелое, по сравнению с другими испытуемыми (Miller &
Seligman, 1975). Подопытные животные, которых вводят в состояние беспомощности, теряют интерес к
половой и социальной деятельности, подобно тому как люди с депрессией часто становятся пассивными
и замкнутыми (Lindner, 1968). Наконец, неконтролируемые негативные события приводят к понижению
активности норэпинефрина и серотонина у крыс (Neumaier et al., 1997; Weiss, Glazer & Pohorecky, 1976,
1974). Нет сомнений, что эти данные аналогичны изменению активности нейротрансмиттеров в
головном мозге, обнаруживаемому у людей с монополярной депрессией.
В последние двадцать лет объяснение депрессии с позиции выученной беспомощности было
несколько пересмотрено. Согласно новой версии этой теории, когда люди считают, что события
находятся вне их контроля, они задают себе вопрос, почему это происходит (Abramson, Metalsky &
Alloy, 1989; Abramson, Seligman & Teasdale, 1978). Если они приписывают это отсутствие контроля
какой-то внутренней причине, которая носит одновременно и глобальный и устойчивый характер («Я
ни на что не гожусь и таким останусь навсегда»), то легко могут посчитать себе неспособными
предотвратить будущие негативные события и впасть в депрессию. Если же они делают атрибуции
иного рода, тогда эта реакция маловероятна.
Атрибуция объяснение определенными причинами того, что вокруг нас происходит.
Рассмотрим случай со студентом колледжа, которого бросила его девушка. Если он объясняет
эту потерю контроля какой-то внутренней причиной, которая одновременно и глобальна, и устойчива
«Это моя вина [внутренняя]; я порчу все, к чему прикасаюсь [глобальная], и так будет всегда
[устойчивая]», тогда он имеет основания опасаться потери контроля в будущем и может испытывать
общее чувство беспомощности. Согласно теории выученной
беспомощности, ему почти уготована
депрессия. Если же студент объясняет разрыв отношений причинами, которые являются более
конкретными («Наши отношения прервались потому, что я отвратительно вел себя последнюю пару
недель»), неустойчивыми («Обычно я так не поступаю») или внешними («Она не знает, что ей нужно»),
он, вероятно, не станет опасаться новой потери контроля и не испытает чувства беспомощности и
депрессии.
|