преимущественно из молодых белых мужчин, и на этом основании препараты затем прописывались
всем категориям пациентов. Тем не менее часто оказывается, что на
разные категории людей такие
препараты действуют по-разному, скажем они могут быть опасны для пожилых людей, женщин и
представителей других рас (Wolfe et al., 1988). Психиатр Кеминг Лин, например, недавно обнаружил,
что азиаты, в том числе и родившиеся в Америке, усваивают выписываемый при шизофрении
антипсихотический препарат галоперидол намного быстрее, чем белые американцы.
Основываясь на этих данных, можно предположить, что пациентам азиатам американского
происхождения требуется доза намного меньше, хотя до сих пор им прописывают ту же дозировку, что
и белым американцам.
Потребность скорректировать подобные предубеждения тесно связана с такими важными
вопросами, как научная точность, общественное здоровье и даже сексизм, расизм и предвзятое
отношение к пожилым людям. Обзоры показывают, что исследователи с каждым годом
совершенствуются они все больше внимания уделяют полу участников экспериментов, расе,
возрасту и соответственно планируют эксперименты. (Sue et al., 1994; Gannon et al., 1992).
Исследователи начинают осознавать, что когда эксперименты проводятся предвзято, наши знания
ограничиваются, прогресс науки приостанавливается и проигрывают все.
<Слишком часто изучаются и участвуют в экспериментах?
В большинстве медицинских и
психологических исследованиях в качестве испытуемых участвуют молодые белые мужчины. На
фотографии один такой испытуемый пьет различные жидкости и помогает ученым выяснить
обусловлено ли воздействие алкоголя генетическими факторами.>
---
Планирование вслепую
Последняя помеха это предубеждение. Участники эксперимента могут оказывать влияние на
результаты эксперимента, пытаясь понравиться экспериментатору или помочь ему (Kazdin, 1994). Так, в
терапевтическом эксперименте испытуемые, которые знают цель исследования и то, в какой группе они
находятся, могут прилагать больше усилий, чтобы лучше себя чувствовать или чтобы оправдать
ожидания экспериментатора. В этом случае причиной улучшения их состояния может стать
предубеждение испытуемых, а не терапевтический курс.
Чтобы избавиться от этого предубеждения, экспериментаторы могут помешать участникам
узнать, в какой группе те находятся. Эта экспериментальная стратегия называется планирование
вслепую, потому что участники эксперимента не знают, в какой группе они находятся. Так, в
терапевтическом исследовании контрольные испытуемые могут получать плацебо, что-то, что выглядит
или ощущается на вкус как настоящее лекарство, но в котором пет ни одного из основных ингредиентов
(Addington, 1995). Эта «имитационная» терапия называется терапией плацебо. Если испытуемые в
экспериментальной группе (с реальным курсом терапии) показывают результаты лучше, чем
испытуемые в контрольной группе, получающей замещающую терапию, то у экспериментаторов есть
больше уверенности, что причиной улучшения состояния больных была реальная терапия.
Плацебо поддельное лечение, которое испытуемый считает настоящим.
Предубеждение самого экспериментатора также может нарушить чистоту эксперимента.
(Margraf et al., 1991). Таким образом, экспериментаторы могут бессознательно передавать свои
ожидания испытуемым. Это предубеждение называется эффект Розенталя по имени психолога, впервые
идентифицировавшего его (Rosenthal, 1966). Экспериментаторы исключат свое собственное
предубеждение, если сами будут «слепыми». Так, например, в лекарственной терапии помощник
экспериментатора мог бы проверить, чтобы настоящее лекарство и плацебо выглядели идентично.
Экспериментатор затем может назначать терапию, не зная, какие участники получали настоящее
лекарство, а какие поддельное.
Несмотря на то, что для проведения эксперимента его участники или экспериментатор могут
поддерживать «слепоту», лучше всего, когда и те и другие «слепы» (двойное слепое планирование). В
большинстве экспериментов с лекарственными препаратами применяется двойное слепое планирование
(Morin et al., 1995). Многие экспериментаторы также назначают экспертов для того, чтобы те дали
независимую оценку улучшения состояния пациентов, и эксперты также не знают, в какой группе
(контрольной или нет) находится пациент тройное слепое планирование.
Планирование вслепую эксперимент, в котором испытуемые не знают, находятся они в
экспериментальной или в контрольной группе.
|