Варианты планирования экспериментов
Экспериментаторам-клиницистам зачастую приходится планировать эксперименты в условиях,
далеких от идеальных. Наиболее часты вариации следующего типа: полуэкспериментальное
планирование, эксперимент в естественных условиях, эксперимент-аналог и эксперимент с одним
испытуемым.
Квазиэкспериментальное планирование
В
квазиэкспериментальном планировании или при смешанном планировании эксперимента,
исследователи не отбирают участников в контрольные и экспериментальные группы, а вместо этого
используют группы, уже повсеместно существующие (Kazdin, 1994). Например, поскольку психологи,
исследующие насилие над детьми, не могут в действительности применить насилие к случайно
отобранной группе детей, вместо этого они сравнивают детей, уже перенесших насилие, и детей, не
подвергающихся насилию. Чтобы сделать это сравнение насколько возможно более валидным,
исследователи могут далее подобрать соответствующих контрольных испытуемых. То есть они
подбирают в контрольную группу испытуемых такого же возраста, пола и расы, с таким же
количеством детей, с одинаковым социоэкономическим статусом и другими важными
характеристиками, что и участники экспериментальной группы (Kinard, 1982). Для всех детей,
подвергшихся насилию, они подбирали детей со схожими характеристиками, но не испытывавших
насилия, и включали их в контрольную группу.
Квазиэксперимент эксперимент, в котором исследователи не набирают испытуемых
случайным образом в контрольные и экспериментальные группы, а используют группы, уже
существующие в жизни. Этот тип эксперимента также называется эксперимент со смешанным
планированием.
Эксперимент в естественных условиях
В
естественном эксперименте сама природа воздействует на независимую переменную, тогда
как экспериментатор наблюдает за последствиями. Естественные эксперименты должны использоваться
для изучения психологических последствий необычных и непредсказуемых событий, таких как
наводнения, землетрясения, крушения самолетов и пожары. Так как сама судьба случайным образом
отбирает испытуемых в этих исследованиях и воздействия не проходят по специально составленному
плану, то естественные эксперименты на самом деле являются своего рода квазиэкспериментами.
Естественный эксперимент метод исследования, при котором экспериментатор
воспроизводит патологическое поведение у испытуемых в лаборатории и затем проводит
эксперименты с испытуемыми.
Эксперименты-аналоги
Зачастую экспериментаторы проводят эксперименты-аналоги (Plaus, 1996). В условиях
лаборатории воспроизводится патологическое поведение, а затем с испытуемыми (людьми или
животными) проводят эксперименты в надежде пролить свет на причины патологии в реальной жизни.
Например, исследователь Мартин Зелигман воспроизвел симптомы, напоминающие депрессию у
испытуемых, в лаборатории, когда постоянно давал им негативное подкрепление (шок, громкий шум и
неудачное выполнение заданий экспериментатора) и это подкрепление испытуемые не могли
контролировать. В этих исследованиях «приобретенной беспомощности» участники разочаровывались,
теряли инициативу и их настроение снижалось.
<Естественный эксперимент. Большое наводнение 1933 года принесло разрушение и оставило
без крова тысячи людей на американском Среднем Западе, в том числе и этого человека на главной
улице в Кларксвилле, Миссури. Естественные эксперименты, проводившиеся после этой и других
катастроф, показали, что многие люди, пережившие катастрофу, испытывали длительное чувство
тревоги и депрессии.>
Эксперимент с единственным испытуемым
|