Иногда у ученых нет возможности проводить эксперименты с несколькими испытуемыми. Они
могут, например, исследовать настолько редко встречающееся расстройство, что будут располагать
лишь небольшим числом испытуемых. И все же эксперименты в таких условиях можно проводить,
спланировав эксперимент с единственным испытуемым. В них единственный испытуемый
наблюдается как до, так и после манипуляции с независимой переменной (Goodwin, 1995; Kazdin, 1994).
Эксперимент с единственным испытуемым метод исследований, при котором за
единственным испытуемым наблюдают и оценивают до и после манипуляции с независимой
переменной.
Эксперименты с единственным испытуемым в первую очередь опираются на базисные данные
информацию, собранную до проведения каких бы то ни было манипуляций. Эти данные берутся за
стандарт и с ними сравниваются более поздние изменения. Затем экспериментатор вводит независимую
переменную и снова наблюдает за поведением испытуемого. Любые изменения в поведении
приписываются влиянию независимой переменной.
<«Каждый человек - исключение из правил» К. Г. Юнг, 1921>
При эксперименте типа АБАБ или возвратном планировании реакции испытуемого измеряются и
сравниваются не только во время базисного периода (условие А) и после введения независимой
переменной (условие Б), но и после того, как уберут независимую переменную (условие А), и опять
после того, как введут ее снова (условие Б). Если реакция испытуемого изменяется в соответствии с
изменением независимой переменной, то экспериментатор может сделать вывод, что независимая
переменная обусловила изменение реакции (Kratochwill, 1992). В сущности, при планировании
эксперимента в стиле АБАБ испытуемого сравнивают с ним самим в различных условиях, а не с
контрольными испытуемыми.
Планирование эксперимента в стиле АБАБ планирование эксперимента с единственным
испытуемым, при котором за поведением испытуемого наблюдают во время базисного периода, после
проведения лечения, после того как вновь были воспроизведены базисные условия и после
воспроизведения лечения. Этот метод также называется возвратным планированием.
Один исследователь применял планирование эксперимента в стиле АБАБ, чтобы определить,
поможет ли программа лечения подкреплением отучить мальчика-тинейджера от привычки прерывать
занятия в классе и громко высказываться вслух (Deitz, 1977).
<Очень похожи?
У шимпанзе и людей на 90% совпадает генетическая база, но их мозг и тело
совершенно различны, так же как восприятие окружающего мира и переживания. Так патологическое
поведение, которое воспроизводится в экспериментах-аналогах с животными, во многом отличается от
патологии у людей.>
В процессе программы подкрепления мальчика, страдавшего отставанием в развитии,
вознаграждали и учитель обращал на него больше внимания, когда мальчику удавалось просидеть 55
минут на уроке и не высказываться громко вслух больше трех раз. Когда за ним наблюдали во время
базисного периода, то обнаружили, что ученик часто прерывал занятия громкой речью. Затем мальчику
дали серию подкреплений учителя (независимая переменная); как и ожидалось, он стал значительно
реже громко говорить. Затем серия подкреплений приостановилась и громкая речь ученика
возобновилась с прежней частотой. По-видимому, причиной улучшения действительно была
независимая переменная. Чтобы окончательно увериться в результатах, терапевт опять ввел
подкрепление учителя. И вновь поведение испытуемого стало исправляться.
Ограничения клинического исследования
Эту дискуссию мы начали с того, что отметили, что ученые-клиницисты ищут общие законы,
которые помогут им понять, предотвратить и лечить психические отклонения. Все же, как мы видели,
различные обстоятельства могут мешать развитию пауки.
Каждый метод исследования обращается к некоторым проблемам человеческого поведения, но
ни один из них не решает все проблемы. Так что лучше всего рассматривать каждый метод
исследования как часть целого спектра подходов, которые в совокупности могут пролить свет на
патологическое поведение. Когда для исследования некоторых расстройств применяется более одного
метода, то важно задаться вопросом, все ли результаты ведут нас в одном направлении. Если это так, то
мы, вероятно, намного ближе к четкому пониманию расстройства или эффективному лечению. И
наоборот, если различные методы приводят к противоречащим результатам, мы должны признать, что
|