Рисунок 13.1. Научение, зависимое от состояния. В исследовании Бауэра (Bower, 1981)
испытуемые, которые запоминали группу слов, находясь в радостном состоянии, вызванном
гипнотическим внушением, при последующем тестировании припоминали слова лучше, если они были
в радостном настроении, чем в том случае, когда грустили. Напротив, испытуемые, которые запоминали
слова, находясь в грустном настроении, припоминали их лучше в том случае, если они были грустны,
чем тогда, когда они испытывали радость.
Научение, зависимое от состояния
Если люди научаются чему-то, находясь в определенной ситуации или эмоциональном
состоянии, они часто припоминают изученное лучше всего, когда снова оказываются в тех же самых
условиях. Если они выполняют какое-то учебное задание, находясь, к примеру, в состоянии
алкогольного опьянения, то последующее припоминание может быть более успешным, если они вновь
будут находиться под воздействием алкоголя (Overton, 1966). Аналогичным образом, если они курят
сигареты во время процесса научения, то могут впоследствии лучше припомнить материал, если
закурят снова.
Связь между состоянием и припоминанием называют научением, зависимым от состояния.
Исследователи заметили, что одним из состояний, оказывающих наибольшее влияние, является
настроение (рис. 13.1). Материал, изученный в радостном настроении, припоминается лучше всего,
когда испытуемый снова испытывает радость, а изученное в грустном настроении припоминается
лучше всего, когда человек грустит (Eich, 1995; Bower, 1981).
Научение, зависимое от состояния научение, которое связано с условиями, при которых оно
происходило, вследствие чего изученное лучше всего припоминается при тех же самых условиях.
Что же является причиной научения, зависимого от состояния? Согласно одному из объяснений,
важной составляющей памяти является уровень возбуждения. То есть определенный уровень
возбуждения находится в связи с некоторой совокупностью припоминаемых событий, мыслей и
навыков. Когда ситуация продуцирует этот вполне определенный уровень возбуждения, человек скорее
вспомнит связанную с ним информацию.
Хотя в одних состояниях люди могут запоминать определенные события лучше, чем в других,
большинство способно припоминать события, испытывая самую разную степень возбуждения. Однако
у людей, предрасположенных к диссоциативным расстройствам, связи между состоянием и памятью
могут быть крайне жесткими. Их мысли, память и навыки порой оказываются связаны только с какими-
то конкретными состояниями возбуждения. Они могут оказаться способными припомнить прошлые
события лишь тогда, когда испытывают состояние возбуждения, почти идентичное тому, в котором они
|