подавленность. Терапевт ответил, что она должна встряхнуться. У нее есть все, ради чего стоит
жить. «Что он знает? думала про себя Роуз. Разве ему пришлось за один год потерять такого
мужа, как Чет, и перенести удаление левой груди из-за рака? Разве он страдал всю жизнь
артритом?... Разве его дом стал для него тюрьмой?... Что он знает? Разве он понимает, что это
значит чувствовать, что каждый твой день может стать для тебя последним?...»
Когда она пожаловалась доктору что не может спать, он выписал ей рецепт, но сказал, что
все пожилые люди испытывают трудности со сном. И
опять Роуз повторяла себе: «Что он знает?
Разве у него есть взрослая дочь, которая только и думает, что о своем последнем разводе, или внуки,
которые вспоминают о нем, только когда получают на день рождения денежный чек? Разве все его
друзья умерли и покинули его, уйдя в иной мир? Разве деньги, полученные им по страховке после смерти
мужа, уже подходят к концу? Что он знает? Кто мог бы спать в этой тюрьме?»
Вернувшись в свой дом, Роуз умылась и уложила волосы... Посмотрите на эти волосы. Тонкие,
редкие, некрасивые... Затем она сделала макияж и надушилась... О, какие духи покупал ей Чет!.. Он
всегда хотел, чтобы у нее было все только самое лучшее... Где сейчас эти духи? Ушли в небытие.
Вместе с Четом. Роуз выдавила из себя кривую улыбку в ответ на эту игру слов... Она
посмотрела в зеркало на дверце шкафа. «Хорошо, что ты не можешь видеть теперь это лицо, Чет.
Какое оно старое и безобразное...»
Почему никто не предупредил ее, что старость бывает такой? Это так несправедливо. Но им
наплевать. Людям наплевать на всех, кроме самих себя... (Gernsbacheer, 1985, р. 227-228).
И Билли, и Роуз страдают от клинической депрессии. Хотя оба они испытывают чувство уныния,
потерю интереса к окружающим и трудности при засыпании, их формы депрессии различаются по
нескольким существенным параметрам. Билли ощущает боль в желудке и головную боль; Роуз
испытывает чувство одиночества и гнев. Билли постоянно беспокоится о своих родителях, Роуз о
состоянии своего здоровья и финансов. Своими требованиями школа подхлестывает эмоциональный
спад у Билли, а главную роль в депрессии Роуз играют потеря мужа, состояние здоровье и ушедшая
молодость. Эти различия могут быть обусловлены многими факторами, и один из самых важных
возраст человека и то, в каком периоде жизни он находится.
Психические аномалии могут возникнуть в любом возрасте. Однако некоторые виды аномалий
чаще всего проявляются в определенные периоды человеческой жизни, в частности, в детстве или в
старости. Иногда нарушения могут быть вызваны специфическими для этих периодов жизни
стрессовыми факторами. В других случаях главной причиной становятся какие-то исключительные
переживания или биологические аномалии. Некоторые формы связанных с возрастом психологических
расстройств проходят довольно быстро или поддаются лечению, другие могут продолжаться годами и
даже в течение всей жизни. Третьи, особенно некоторые формы детских расстройств, переходят в иную
форму или образуют почву для новых расстройств.
Ученые часто описывают жизнь как серию последовательных стадий, от рождения до смерти.
Большинство людей проходят эти стадии в одном и том же порядке, хотя каждый делает это в своем
собственном темпе и своим собственным способом.
Фрейд утверждал, что каждый ребенок проходит в своем развитии одни и те же пять стадий:
оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Эрик Эриксон, один из ведущих
психологов XX века, к перечню важнейших стадий человеческой жизни добавил старость (Erikson,
1963). Хотя некоторые теоретики могут не соглашаться с деталями классификации Фрейда или
Эриксона, большинство из них согласны с тем, что в каждом периоде нашей жизни мы испытываем
давление определенных, характерных для этого периода обстоятельств, и что мы растем и развиваемся
или испытываем упадок, в зависимости от того, как мы реагируем на это давление. В каждом периоде
существует много возможностей для развития психологических расстройств.
В начале XX века клинические психологи рассматривали детей в качестве маленьких взрослых и
часто подходили к их проблемам так, как будто это были психологические расстройства взрослых
(Peterson & Roberts, 1991). И, что еще хуже, на стариков смотрели как на доживающих свой век зрелых
людей, и их специфические расстройства вообще пробовали лечить очень редко. Теперь, однако,
клиницисты признают, что у каждой из этих групп есть собственные характерные черты и проблемы и
что все люди достойны внимания врачей и лечения.
Расстройства детского и подросткового возраста
|