Каждые несколько лет дети выбирают себе нового фантастического героя или героиню. Часто их
увлечение этим персонажем возбуждает озабоченность и интерес. Рэйнджеры Силы Майти Морфин,
персонажи как мужского, так и женского пола, являются предметом споров с того самого момента,
когда несколько лет назад стало популярным телевизионное шоу под аналогичным названием (Hellmich,
1995). Многие практические психологи и родители выражают свою обеспокоенность тем, что
Рэйнджеры Силы слишком часто прибегают к насилию, и их образ может внушить детям
представление, что с помощью насилия можно разрешить проблемы, создавая несоответствие между
фантазией и реальностью.
<Вопросы для размышления. Могут ли выдуманные герои, прибегающие к насильственным
действиям, способствовать развитию у детей оппозиционно-вызывающего расстройства и расстройства
поведения? Некоторые эксперты утверждают, что игра в супергероя это на самом деле один из
аспектов нормального развития здорового человека. Почему это может быть так? Не может ли поэтому
оказаться, что беспокойство, вызванное поведением телевизионных героев, слишком раздуто?>
---
Расстройство, связанное с дефицитом внимания и гиперактивностью
Дети, страдающие расстройством, связанным с дефицитом внимания и гиперактивностью
(attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD)) (по классификации МКБ-10 гиперкинетическое),
практически не способны сосредоточиться на задаче, или ведут себя чересчур активно и импульсивно,
или демонстрируют оба этих признака (см. Диагностическую таблицу DSM-IV в Приложении).
Расстройство обычно начинает проявляться в дошкольном возрасте, как в случае со Стивеном,
мальчиком, демонстрировавшем недостаток внимания, гиперактивность и импульсивность.
Мать Стивена не может вспомнить такого времени, когда ее сын не торопился бы куда-нибудь
или не попадал бы в какую-нибудь переделку. В младенческом возрасте он был невероятно активен и
так раскачивал свою детскую кроватку, что она едва не разваливалась на части. Болты и гайки,
скреплявшие части кроватки, разбалтывались, так что их нужно было периодически подтягивать.
Стивен постоянно оказывался в запрещенных местах, его то и дело ловили в кухне под раковиной или
около шкафчика с лекарствами. Однажды он выпил моющее средство и его пришлось срочно везти в
больницу. Фактически, со Стивеном намного чаще, чем с его старшим братом и младшей сестрой,
происходили несчастные случаи, и он был намного более неуклюжим, чем они... Казалось, он все время
куда-то бежит с большой скоростью. Мать вспоминает, что Стивен перешел от ползанья к бегу
очень быстро, почти без промежуточной стадии ходьбы.
Настоящие трудности начались у Стивена, когда он пошел в детский сад. В школе его жизнь
превратилась в кошмар, так же как и жизнь его учителя. Стивен казался совершенно неспособным
сосредоточиться на задании и следовать учительским указаниям. Он предпочитал разговаривать с
соседом по парте или бродить по классу без разрешения учителя. Когда же он сидел и учитель не
спускал с него глаз, чтобы быть уверенным, что Стивен занимается своей классной работой, его тело
все равно постоянно находилось в движении. Он либо постукивал своим карандашом, либо беспокойно
вертелся, либо отворачивался к окну и погружался в мечты. Детский сад Стивен ненавидел и редко
дружил с кем-нибудь долго, школьные же требования оказались для него непосильной нагрузкой. Эта
несовместимость сегодня очевидно сказывается на школьных успехах Стивена и его отношении к
школе. Он отстает в учебе и с трудом усваивает новый материал; он больше не слушается учителя и
опять начал болтать во время уроков (Gelfand, Jenson & Drew, 1982, p. 256).
Относительное
количество
подростков, %
Все население
14
Лица, совершившие преступления,
связанные с насилием
30
Убийцы
34
Жертвы преступлений, связанных с
насилием
33
|