Navigation bar
  Print document Start Previous page
 489 of 617 
Next page End  

ученик старших классов средних школ в Соединенных Штатах носит с собой в школу огнестрельное
оружие (Options, 1994).>
Рисунок 15.1. Плохое поведение у маленьких детей.
Оценки поведения более чем 700
дошкольников, сделанные воспитателями, показывают, что уровень агрессивности и неуступчивости у
маленьких детей снижается, когда дети становятся старше (Crowther, Bond & Rolf, 1981).
Терапевтические подходы, применяемые к расстройствам поведения, наиболее эффективны,
когда ребенку меньше 13 лет, потому что разрушительная схема поведения с возрастом становится
более устойчивой (Burnette & Murray, 1996; Tate et al., 1995). Учитывая значение семейных факторов в
развитии данного расстройства, терапевты часто работают со всей семьей. Наибольший успех приносят
следующие подходы: (1) родителей обучают более эффективно взаимодействовать со своими детьми
(например, последовательно вознаграждать их за соответствующее общественным нормам поведение) и
(2) поведенчески-ориентированная семейная терапия, когда психотерапевт работает одновременно с
родителями и детьми (Kazdin & Weisz, 1998; Kazdin, 1997).
Социокультурные подходы, такие как терапия в реабилитационных центрах по месту
жительства, специальные программы в школах и групповая терапия, также в некоторых случаях
приносят пользу (Braswell et al., 1997; Tate et al., 1995). Иногда эффективными бывают индивидуальные
подходы, особенно те, что учат детей справляться с чувством гнева (Tate et al., 1995). Кроме того,
недавно были предприняты попытки использовать лекарственные препараты для того, чтобы сделать
более контролируемыми вспышки агрессивности у детей (Donovan et al., 1997). Помещение детей и
подростков в специальные учреждения, так называемые центры для несовершеннолетних
правонарушителей, не приносит особенного успеха (Tate et al., 1995). На самом деле такие учреждения
часто способствуют усилению отклонений в поведении, вместо того чтобы служить возвращению юных
правонарушителей в общество (Erickson, 1992) (рис. 15.2).
<Психологические заметки. До окончания начальной школы средний американский ребенок
успевает увидеть по телевизору 8000 сцен убийства и 100 000 сцен насилия (Adler, 1994).>
Возможно, наиболее обнадеживающим средством в случае расстройств поведения являются
превентивные (психопрофилактические) программы, которые работают с детьми, начиная с самого
раннего возраста. Эти программы нацелены на то, чтобы изменить неблагоприятные социальные
условия еще до того, как они выльются в расстройство поведения. Превентивные программы включают
организацию возможностей для развития и развлечения детей, мероприятия по охране их здоровья,
облегчению жизни детей из бедных семей и обучение родителей. Все подобные подходы являются
более действенными, когда терапия и обучение охватывают всю семью (Burnette & Murray, 1996; Zigler
et al., 1992).
Сцены из современной жизни
Силовые игры среди детей
Hosted by uCoz