обусловливания. При моделировании терапевт демонстрирует образец желательного поведения и
помогает больному научиться повторять эти действия. При оперантном обусловливании терапевт
использует вознаграждения для закрепления этих образцов поведения. Желательное поведение можно
выстроить по шаблону разбить на части и выучивать шаг за шагом, и подкрепление всегда должно
быть очень четким и последовательным (Lovaas, 1987; Harris & Milch, 1981). При условии тщательного
планирования и исполнения такие процедуры часто приводят к формированию нового вида поведения.
В ходе одного из длительных экспериментов ученые сравнивали прогресс в двух группах
больных
аутизмом детей (McEachin et al., 1993; Lovaas, 1987). Девятнадцать детей подвергались
усиленному лечению методами поведенческой терапии, еще девятнадцать составляли контрольную
группу. Курс лечения начинался в возрасте 3 лет и продолжался до 7 лет. К 7 годам дети из группы
поведенческой терапии лучше справлялись с учебой в школе и при тестировании демонстрировали
более высокий уровень интеллекта, чем дети из контрольной группы. Многие из них поступили в
обычную школу. И позднее, в подростковом возрасте, дети, прошедшие курс поведенческой терапии,
демонстрировали более высокий уровень развития. С учетом этих открытий многие клиницисты
сегодня рассматривают ранние бихевиоральные программы как наиболее предпочтительный способ
лечения при аутизме (Sneinkopf & Siegel, 1998; Harris, 1995).
Терапевтические методы, предназначенные для адаптации больных аутизмом, особенно
поведенческие техники, лучше всего применять в школе, пока человек еще не вырос. Дети посещают
специальные классы, часто в специальной школе, где образование сочетается с терапией. Специально
подготовленные учителя помогают детям развить необходимые навыки, виды поведения и способы
взаимодействия с миром. Некоторые клиницисты считают, что наиболее способные из числа
страдающих этим расстройством детей должны хотя бы часть времени проводить в обычных классах,
развивая свои социальные и академические навыки в нормальной среде, вместе с нормальными детьми
(Simpson & Sasso, 1992; Tomcheck et al., 1992).
<Вопросы для размышления. Чтобы уменьшить склонность больных аутизмом детей к
самоповреждающим действиям, врачи иногда применяют наказания. Ребенку могут брызгать в лицо
водой, его могут щипать или, в исключительных случаях, ударять, если он начинает действовать так,
что может повредить себе. Должно ли самоповреждающее поведение достигнуть определенного уровня
серьезности, прежде чем применение наказаний становится возможным? Кто, по вашему мнению,
может делать заключения относительно целесообразности применения наказания в данном конкретном
случае?>
Тренировка коммуникативных навыков. Несмотря на интенсивную бихевиоральную
терапию, приблизительно половина больных аутизмом не могут научиться говорить. Поэтому врачи
обучают своих пациентов также и другим способам общения, включая язык знаков и синхронное
общение (simultaneous communication), сочетающее в себе знаковую и словесную речь. Используются
также огментативные (расширительные) коммуникативные системы (augmentative communication
systems), специальные доски с картинками или компьютеры, представляющие предметы или
потребности с помощью картинок, символов или написанных слов. Ребенок, например, может показать
на картинку с вилкой, сообщая этим: «Я хочу есть», или показать на радиоприемник, чтобы
сообщить: «Я хочу послушать музыку».
<Обучение речи. Бихевиористы добиваются значительного успеха в обучении речи многих
детей, страдающих аутизмом. Терапевт систематически демонстрирует образец положения рта и
правильного произношения определенных звуков и затем вознаграждает ребенка за точное
повторение.>
Огментативная коммуникативная система метод обучения навыкам коммуникации людей,
страдающих аутизмом, умственной отсталостью или церебральным параличом, при котором их учат
показывать на картинки, символы, буквы или слова на коммуникационной доске или на экране
компьютера.
Обучение родителей. Современные терапевтические программы включают в себя разнообразные
формы работы с родителями. Например, бихевиоральные программы часто предусматривают обучение
родителей методам поведенческой терапии, чтобы они могли применять эти техники дома (Ozonoff &
Catchart, 1998; Steinkopf & Siegel, 1998). Все более доступными для родителей аутистических детей
становятся индивидуальная терапия и группы поддержки, которые помогают родителям лучше
справляться со своими чувствами и обстоятельствами своей жизни. Кроме того, в настоящее время
существуют ассоциации и политические организации родителей, предоставляющие эмоциональную
поддержку и практическую помощь.
|