состояние, что им требуется лечение?
Пациентка: Нет, это зависит от того, насколько важен этот экзамен для человека.
Терапевт: Правильно, и кто решает, насколько он важен?
Пациентка: Я.
Терапевт: Итак, мы должны исследовать ваше отношение к экзамену (или то, что вы думаете
об экзамене) и как оно влияет на ваши шансы поступить в школу права. Вы согласны?
Пациентка: Согласна...
Терапевт: Так что означал провал?
Пациентка: (Плача) Что я не смогу поступить в школу права.
Терапевт: И что это означает для вас?
Пациентка: Что я недостаточно умна.
Терапевт: Что-нибудь еще?
Пациентка: Что я никогда не смогу быть счастливой.
Терапевт: И какие чувства вызывают у вас эти мысли?
Пациентка: Я чувствую себя очень несчастной.
Терапевт: То есть вас делает очень несчастной значимость провала на экзамене. В сущности,
предположение, что вы никогда не сможете быть счастливой, является важным фактором,
делающим человека несчастным. Таким образом, вы загоняете себя в ловушку согласно определению,
неспособность поступить в школу права равна «я никогда не смогу быть счастливой. (Beck et al., 1979,
p. 145-146)
Оценка когнитивной модели
Когнитивная модель получила очень широкое признание. В дополнение к бихевиористам,
которые теперь включают когнитивные понятия в свои теории научения, огромное множество
клиницистов полагают, что процессы мышления представляют собой намного большее, чем
обусловленные реакции. Когнитивные теории, исследования и методы лечения развиваются в столь
многих интересных направлениях, что эта модель теперь рассматривается как независимая от
поведенческой школы, которая дала ей жизнь.
Приблизительно 5% современных терапевтов идентифицируют свой подход как когнитивный
(Prochaska & Norcross, 1994). Этот общий процент в действительности отражает раскол в клиническом
обществе. Когнитивную терапию преимущественно используют 10% психологов и других
консультантов, в сравнении со всего лишь 1% психиатров и 4% социальных работников (Prochaska &
Norcross, 1994; Norcross, Prochaska & Farber, 1993). Вдобавок, опросы показывают, что число
специалистов, использующих когнитивные подходы, растет.
Имеется несколько причин, объясняющих популярность этой модели. Во-первых, в центре ее
внимания
находится самый уникальный из человеческих процессов человеческое мышление.
Подобно тому как наши специфические когнитивные способности обусловливают столь многие
достижения человека, они могут также нести ответственность за специфические проблемы,
обнаруживаемые в человеческом функционировании. Именно поэтому модель, которая рассматривает
мышление в качестве основной причины нормального и аномального поведения, притягивает к себе
многих теоретики, получивших самую разную подготовку.
Когнитивные теории являются также объектом многочисленных исследований. Ученые
установили, что для многих людей с психологическими расстройствами действительно характерны
ущербные допущения, мысли или мыслительные процессы (Whisman & McGarvcy, 1995; Gustafson,
1992).
Еще одна причина популярности когнитивной модели заключается во впечатляющих успехах
когнитивных методов терапии. Например, они оказались очень эффективными при лечении депрессии,
панического расстройства и сексуальных дисфункций (DeRubeis & Crits-Christoph, 1998; Holion & Beck,
1994; Carey et al, 1993).
Тем не менее когнитивная модель также имеет свои недостатки (Beck, 1997, 1991; Meichenbaum,
1997, 1992). Во-первых, хотя когнитивные процессы явно участвуют во многих формах патологии, их
конкретную роль еще предстоит определить. Познавательные способности, наблюдаемые у
психологически проблемных людей, вполне могут быть скорее следствием, чем причиной их
трудностей.
Во-вторых, хотя когнитивные методы терапии определенно помогают многим людям, они
|