вскоре подхватили и развили их идеи и приемы.
Когнитивные объяснения
Для когнитивных теоретиков мы все художники. Мы воспроизводим и создаем в своем
сознании собственные миры, когда пытаемся понять события, происходящие вокруг нас. Если мы
хорошие художники, то наши познавательные способности, как правило, точны (одобряемы другими
людьми) и приносят пользу. Если мы плохие художники, то можем создать когнитивный внутренний
мир, который причиняет нам боль и вред.
Аномальное функционирование может являться следствием нескольких видов когнитивных
проблем. К примеру, люди могут придерживаться допущений и установок
(аттитьюдов) относительно
самих себя и их мира, которые причиняют беспокойство и не отличаются точностью (Ellis, 1997, 1962).
Так, Филип Берман, видимо, часто допускал, что на свое нынешнее положение он обречен в силу
собственного прошлого. Он считал, что стал жертвой своих родителей и что его прошлое всегда будет
тяготеть над ним как злой рок. По-видимому, он подходил ко всем новым ситуациям и отношениям с
ожиданием неудачи и несчастия.
<«Жизнь это искусство делать убедительные заключения из неполных посылок». Сэмюэл
Батлер (1835-1902)>
Когнитивные теоретики также указывают на процессы нелогичного мышления как на
возможную причину аномального функционирования. К примеру, Бек (Beck, 1993, 1991, 1967)
обнаружил, что некоторые люди раз за разом мыслят в нелогичном ключе и делают выводы,
причиняющие им вред. Как мы увидим в главе 6, он идентифицировал ряд процессов нелогичного
мышления, наблюдаемых при депрессии, включая сверхобобщение (overgeneralization), или выведение
общих негативных заключений на основании одного незначительного события. Одна депрессивная
студентка на занятии по истории не смогла вспомнить годы третьего плаванья Колумба в Америку.
Сделав сверхобобщение, она провела остаток дня в состоянии отчаяния, переживая по поводу своего
беспросветного невежества.
Когнитивные методы терапии
Согласно когнитивным терапевтам, люди с психологическими расстройствами могут избавиться
от своих проблем, освоив новые, более функциональные способы мышления. Поскольку различные
формы аномалии могут быть связаны с различными видами когнитивной дисфункции, когнитивные
терапевты разработали ряд приемов. Например, Бек (1997; 1996; 1967) разработал подход, названный
просто когнитивной терапией, который широко используется в случаях депрессии.
Когнитивная терапия
разработанный Аароном Беком терапевтический подход, который
помогает людям распознать и изменить свои ошибочные мыслительные процессы.
Терапевты помогают пациентам распознать негативные мысли, тенденциозные интерпретации и
логические ошибки, которыми изобилует их мышление и которые, согласно Беку, вызывают у них
депрессию. Терапевты также побуждают пациентов бросить вызов своим дисфункциональным мыслям,
опробовать новые интерпретации и в конечном счете начать использовать в своей повседневной жизни
новые способы мышления. Как мы увидим в главе 6, у людей с депрессией, которых лечили с помощью
подхода Бека, отмечались намного более заметные улучшения, чем у тех, кто не лечился вообще (Hollon
& Beck, 1994; Young, Beck & Weinberger, 1993).
В нижеследующем отрывке когнитивный терапевт помогает депрессивной 26-летней студентке
последнего курса увидеть связь между тем, как она интерпретирует свой опыт, и тем, какие чувства она
испытывает, и усомниться в точности этих интерпретаций:
Терапевт: Как вы это понимаете?
Пациентка: Я впадаю в депрессию, когда у меня что-то не ладится. Например, когда я
проваливаюсь на экзамене.
Терапевт: Каким образом провал на экзамене может вызвать у вас депрессию?
Пациентка: Ну, если я провалюсь, то никогда не поступлю в последипломную школу права.
Терапевт: То есть провал на экзамене значит для вас очень много. Но если бы провал на
экзамене мог вызывать у людей клиническую депрессию, у всех ли провалившихся на экзамене, по-
вашему, возникла бы депрессия?.. Все ли из тех, кто проваливается, впадают в такое угнетенное
|