Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 617 
Next page End  

<Вопросы для размышления. Многие теоретики озабочены растущей в нашем обществе
тенденцией людей «быть жертвами» — тенденцией изображать многие нежелательные поведенческие
реакции в качестве неизбежных или неконтролируемых последствий плохого обращения в детстве или
социального стресса. Каковы могут быть
некоторые из опасностей слишком частого использования
ярлыка «жертва»?>
Притягателен также оптимистический тон экзистенциально-гуманистической модели.
Теоретики, следующие этим принципам, дарят людям надежду, когда доказывают, что, несмотря на
зачастую огромное давление со стороны современного общества, мы можем делать собственный выбор,
определять свою судьбу и многого добиваться.
Еще одна привлекательная особенность этой модели — ее упор на здоровье (Cowen, 1991). В
отличие от клиницистов, использующих некоторые другие модели, которые смотрят на индивидуумов
как на пациентов с психологическими болезнями, гуманисты и экзистенциалисты видят в них просто
людей, чей потенциал еще должен быть реализован. Более того, они считают, что больше, чем какой-
либо фактор прошлого, на поведение может влиять врожденная доброта людей и их потенциал, а также
готовность принять на себя ответственность.
В то же время гуманистическо-экзистенциальный акцент на абстрактные моменты человеческой
самореализации способствует возникновению серьезной проблемы: эти моменты с трудом поддаются
исследованию. Фактически, за ярким исключением Роджерса, который потратил годы на изучение
своих клинических методов, гуманисты и экзистенциалисты, как правило, отвергают исследовательские
подходы, которые в настоящее время доминируют в науке. Они отстаивают достоинства своих
взглядов, указывая в основном на логику, самонаблюдение и индивидуальные истории болезни.
Резюме
Последователи экзистенциально-гуманистической модели фокусируют внимание на
человеческой способности посмотреть в лицо трудным философским вопросам, таким как
самосознание, ценности, смысл и выбор, и сделать их частью своей жизни.
Гуманистически-ориентированные психологи считают, что люди испытывают тягу к
самоактуализации. Когда этой тяге что-то мешает, следствием может стать аномальное поведение. Одна
из групп гуманистических терапевтов, клиент-центрированные терапевты, пытается создать атмосферу
весомой поддержки, в которой люди могут посмотреть на себя честно и приемлемо, открывая тем
самым дверь для самоактуализации. Другая группа, гештальт-терапевты, пытаются помочь человеку
признать и принять свои потребности с помощью более активных приемов.
Согласно экзистенциально-ориентированным психологам, аномальное поведение — это
результат того, что человек уклоняется от жизненных обязанностей. Экзистенциальные терапевты
побуждают людей принять на себя ответственность за собственную жизнь, осознать, что они свободны
выбрать иной курс, и наполнить свою жизнь большим смыслом.
Социокультурная модель
Филип Берман также и социальное существо. Он окружен людьми и институтами, он — член
семьи и общества, он — участник социальных и профессиональных отношений. Тем самым Филип
постоянно подвергается воздействию социальных сил, устанавливающих правила и имеющих
ожидания, которые направляют и временами тяготят его, влияя на его поведение, мысли и эмоции не
меньше, чем любой внутренний механизм.
Согласно социокультурной модели, аномальное поведение можно лучше всего понять в свете
социальных и культурных сил, которые влияют на индивидуума (Kleinman & Cohen, 1997; NAMHC,
1996). Каковы общественные нормы? Какие роли человек играет в социальном окружении? С каким
видом семейной структуры человек связан? И как другие люди смотрят и реагируют на него? Эта
модель заимствует понятия и принципы из двух областей: социологии, науки о человеческих
отношениях и социальных группах, и антропологии, науки о человеческих обществах и институтах.
Социология наука о человеческих отношениях и социальных группах.
Антропология наука о человеческих обществах и институтах.
Социокультурные объяснения
Hosted by uCoz