<Вопросы для размышления. Многие теоретики озабочены растущей в нашем обществе
тенденцией людей «быть жертвами» тенденцией изображать многие нежелательные поведенческие
реакции в качестве неизбежных или неконтролируемых последствий плохого обращения в детстве или
социального стресса. Каковы могут быть
некоторые из опасностей слишком частого использования
ярлыка «жертва»?>
Притягателен также оптимистический тон экзистенциально-гуманистической модели.
Теоретики, следующие этим принципам, дарят людям надежду, когда доказывают, что, несмотря на
зачастую огромное давление со стороны современного общества, мы можем делать собственный выбор,
определять свою судьбу и многого добиваться.
Еще одна привлекательная особенность этой модели ее упор на здоровье (Cowen, 1991). В
отличие от клиницистов, использующих некоторые другие модели, которые смотрят на индивидуумов
как на пациентов с психологическими болезнями, гуманисты и экзистенциалисты видят в них просто
людей, чей потенциал еще должен быть реализован. Более того, они считают, что больше, чем какой-
либо фактор прошлого, на поведение может влиять врожденная доброта людей и их потенциал, а также
готовность принять на себя ответственность.
В то же время гуманистическо-экзистенциальный акцент на абстрактные моменты человеческой
самореализации способствует возникновению серьезной проблемы: эти моменты с трудом поддаются
исследованию. Фактически, за ярким исключением Роджерса, который потратил годы на изучение
своих клинических методов, гуманисты и экзистенциалисты, как правило, отвергают исследовательские
подходы, которые в настоящее время доминируют в науке. Они отстаивают достоинства своих
взглядов, указывая в основном на логику, самонаблюдение и индивидуальные истории болезни.
Резюме
Последователи экзистенциально-гуманистической модели фокусируют внимание на
человеческой способности посмотреть в лицо трудным философским вопросам, таким как
самосознание, ценности, смысл и выбор, и сделать их частью своей жизни.
Гуманистически-ориентированные психологи считают, что люди испытывают тягу к
самоактуализации. Когда этой тяге что-то мешает, следствием может стать аномальное поведение. Одна
из групп гуманистических терапевтов, клиент-центрированные терапевты, пытается создать атмосферу
весомой поддержки, в которой люди могут посмотреть на себя честно и приемлемо, открывая тем
самым дверь для самоактуализации. Другая группа, гештальт-терапевты, пытаются помочь человеку
признать и принять свои потребности с помощью более активных приемов.
Согласно экзистенциально-ориентированным психологам, аномальное поведение это
результат того, что человек уклоняется от жизненных обязанностей. Экзистенциальные терапевты
побуждают людей принять на себя ответственность за собственную жизнь, осознать, что они свободны
выбрать иной курс, и наполнить свою жизнь большим смыслом.
Социокультурная модель
Филип Берман также и социальное существо. Он окружен людьми и институтами, он член
семьи и общества, он участник социальных и профессиональных отношений. Тем самым Филип
постоянно подвергается воздействию социальных сил, устанавливающих правила и имеющих
ожидания, которые направляют и временами тяготят его, влияя на его поведение, мысли и эмоции не
меньше, чем любой внутренний механизм.
Согласно социокультурной модели, аномальное поведение можно лучше всего понять в свете
социальных и культурных сил, которые влияют на индивидуума (Kleinman & Cohen, 1997; NAMHC,
1996). Каковы общественные нормы? Какие роли человек играет в социальном окружении? С каким
видом семейной структуры человек связан? И как другие люди смотрят и реагируют на него? Эта
модель заимствует понятия и принципы из двух областей: социологии, науки о человеческих
отношениях и социальных группах, и антропологии, науки о человеческих обществах и институтах.
Социология наука о человеческих отношениях и социальных группах.
Антропология наука о человеческих обществах и институтах.
Социокультурные объяснения
|