и интересные альтернативы традиционному лечению; другие просто разуверились в способности
клиницистов устранить их проблемы (Silverman, 1992). Кто-то еще испытывает меньший страх перед
группами самопомощи, чем перед терапевтическими группами. Распространение этих групп может
также быть связано с упадком в западном обществе семейной жизни и других традиционных
источников эмоциональной поддержки (Bloch, Crouch & Reibstein, 1982).
Семейная терапия
В 1950-х гг. несколько клиницистов разработали семейную терапию
метод, предлагающий
терапевтам встречаться со всеми членами семьи, указывая им на проблемное поведение и интеракции и
помогая всей семье измениться (Minuchin, 1997, 1993, 1992; Bowen, 1960). В данном случае вся семья
рассматривается как единица, подвергающаяся лечению, даже если клинический диагноз ставится
только одному из ее членов. Вот типичная интеракция между членами семьи и терапевтом:
Томми сидел неподвижно в кресле и смотрел в окно. Ему было 14, но он выглядел чуть младше
своих лет... Сисси было 11. Она расположилась на диване между мамой и папой с улыбкой на лице.
Напротив них сидела мисс Фарго, семейный терапевт.
Мисс Фарго сказала: «Не могли бы вы высказаться более конкретно об изменениях, которые вы
заметили в Томми, и о том, когда они появились?»
Миссис Дейвис ответила первой. «Ну, мне кажется это случилось два года назад. Томми начал
принимать участие в школьных драках. Когда мы поговорили с ним дома, он сказал, что это не наше
дело. Он стал своенравным и непокорным. Он не желал делать ничего из того, о чем мы его просили.
Он начал вести себя грубо со своей сестрой и даже бить ее».
«А что можно сказать о драках в школе?» спросила мисс Фарго.
На этот раз первым заговорил мистер Дейвис. «Они больше беспокоили Джинни, чем меня. В
прошлом я часто дрался в школе, и считаю это нормальным... Но я с большим почтением относился к
своим родителям, особенно к отцу. Если я позволял себе выйти за определенные рамки, он хорошенько
шлепал меня».
«Приходилось ли вам хоть раз бить Томми?» осторожно спросила мисс Фарго.
«Конечно, пару раз, но это, похоже, не принесло никакой пользы».
Внезапно Томми проявил интерес к разговору, его взгляд остановился на отце. «Да, он
постоянно бьет меня, без всякой причины!»
«Все правильно, Томас». На лице миссис Дейвис появилось строгое выражение. «Если бы ты вел
себя немного лучше, тебя бы никто не трогал. Мисс Фарго, я не могу сказать, что мне нравятся эти
наказания, но иногда я понимаю, как все это может досаждать Бобу».
«Ты не представляешь, насколько мне это досаждает, дорогая». Боб выглядел расстроенным.
«Тебе не приходится работать весь день в офисе, а затем возвращаться домой, чтобы терпеть все
это. Иногда мне даже не хочется приходить домой».
Джинни сурово посмотрела на него. «Ты считаешь, что быть дома весь день так легко. Ты
считаешь, что твоя обязанность зарабатывать деньги, а все остальное должна делать я. Я больше
не намерена так жить...»
Миссис Дейвис начала плакать. «Я просто не знаю, что дальше делать. Ситуация выглядит
просто безнадежной. Почему люди в этой семье не могут больше жить по-хорошему? Разве я прошу
слишком многого?»
Мисс Фарго сказала задумчиво: «У меня такое чувство, что люди в этой семье хотели бы,
чтобы произошли какие-то изменения. Боб, я могу понять, насколько огорчительно должно быть это
для вас выкладываться на работе и не иметь возможности расслабиться, возвращаясь домой. А ваша
работа, Джинни, тоже не проста. Вам приходится многое делать дома, а Боба нет рядом, чтобы
помочь, так как он должен зарабатывать на жизнь. И вы, дети, похоже, также хотели, чтобы кое-
что изменилось. Тебе, Томми, должно быть, неприятно слышать так много нелестных слов в
последнее время. Я думаю, что и Сисси теперь мало что радует дома».
Она быстро посмотрела на каждого, удостоверившись, что произошел контакт глаз.
«Похоже, все очень запутано... Я думаю, что нам потребуется разобраться во множестве вещей,
чтобы понять, почему все это происходит». (Sheras & Worchel, 1979, р. 108-110)
<Психологические заметки. Согласно опросам, почти две трети взрослых полагают, что
|