применения меняется в зависимости от специфики задач Д. п. и возраста испытуемых.
При изучении возрастных особенностей личности ребенка проводятся т. н. поперечные и
продольные исследования. В 1-м случае один и тот же психический процесс исследуется одновременно
у детей разных возрастных групп. Во 2-м осуществляется длительное, многолетнее изучение
психологических особенностей одних и тех же детей. Это позволяет, в частности, проследить общий
ход развития их психики. (См. Лонгитюдное исследование, Стратегия изучения психического
развития.)
Д. п. разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики,
позволяющие
устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого
возрастного этапа.
Оформление Д. п. как самостоятельной области знания началось в середине XIX в. под влиянием
запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических
исследований. В конце XIX нач. XX в. в Д. п. произошел переход от накопления эмпирического
материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психическом развитии ребенка
(В. Штерн, К. Коффка, К. Бюлер, А. Бине, А. Гезелл и др.). В области Д. п. проводили исследования А.
Валлон, Р. Заззо и др. (Франция), М. Вернон, О'Коннор и др. (Англия), С. Холл,
Дж. Брунер, Г.
Стивенсон и др. (США). Широкую известность получили исследования Ж. Пиаже и его сотрудников
(Швейцария).
В России основы Д. п. были заложены в трудах И. М. Сеченова, К. Д. Ушинского. Существенный
вклад в ее развитие внесли работы П. Ф. Каптерева, И. А. Сикорского, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского,
В. М. Бехтерева и др. Важнейшие идеи и положения по Д. п. были сформулированы в трудах П. П.
Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и др.
Систематические исследования по психологии детей раннего возраста проводили Н. М. Щелованов, Н.
Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина, по психологии ребенка-дошкольника А.
В. Запорожец, Д. Б. Эльконин,
А. А. Люблинская, по психологии школьников А. А. Смирнов,
Г. С.
Костюк, П. И. Зинченко, Н. А. Менчинская, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин и др.
Д. п. решающее значение в психическом развитии ребенка придает усвоению им исторически
сложившихся форм человеческой деятельности.
В этом процессе дети приобретают соответствующие
знания и умения:
у них формируются фундаментальные способности и качества личности. Созревание
природных анатомофизиологических особенностей организма и н. с. ребенка предпосылка его
психического развития. Однако это созревание еще не определяет ни содержания, ни структуры
формирующихся у ребенка специфически человеческих свойств и способностей (напр., речевого и
музыкального слуха, логического мышления и т. п.).
Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления
различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается
закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению
внутренних, умственных действий,
позволяющих ориентироваться в соответствующей области
действительности. Ориентировочные компоненты целостной деятельности лежат в основе адекватных
представлений и понятий ребенка о предметах окружающей действительности. По мере своего
психического развития ребенок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на
основе сознательно поставленных целей (см. Воля).
Психическое развитие ребенка процесс, включающий моменты «самодвижения»,
возникновения и преодоления противоречий, закономерного перехода от одной качественной ступени к
др. Возрастные периоды (ступени), хотя и связаны с созреванием организма, определяются местом,
занимаемым ребенком в системе человеческих отношений (социальной ситуацией развития, по
Выготскому), характерными для него типами деятельности. Выделение качественного своеобразия
различных ступеней развития и определение их возрастных границ являются задачей возрастной
периодизации психического развития.
Психологические особенности ступеней развития изменяются в
ходе культурно-исторического развития (общества). Главное значение для характеристики ступеней
развития ребенка имеют не количество усвоенных знаний и умений или особенности отдельных
психических процессов (они могут меняться в самых широких пределах), а специфическая для каждого
возраста внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему, а также своеобразие тех
способов, при помощи которых ребенок открывает, познает новые стороны окружающего мира.
Педагогический опыт и специальные исследования позволили выделить в развитии ребенка след.
возрастные периоды: младенческий возраст (от рождения до 1 г.), ранний возраст (1-3 г.), дошкольный
возраст (3-6/7 лет), младший школьный возраст (6/7-10 лет), подростковый возраст (11/12-15 лет),
|