ранний юношеский возраст (15-17/18 лет). См. Ведущая деятельность.
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП) (англ. child cerebral palsy)
полиэтиологическое заболевание, чаще всего начинающееся внутриутробно и продолжающее
развиваться в первые годы жизни. Термин «ДЦП» был предложен З. Фрейдом (1893) для объединения
всех форм спастических параличей пренатального происхождения со сходными клиническими
признаками. При ДЦП наблюдается сложная картина неврологических и психических нарушений, не
только замедленный темп психического развития, но и неравномерный, диспропорциональный характер
формирования отдельных психических функций.
Выделяют пренатальные, натальные и постнатальные вредные факторы, которые могут служить
причиной возникновения ДЦП. К ним относят инфекционные заболевания матери в период
беременности, психические и физические травмы, механические травмы во время родов, асфиксию и
др. Воздействие этих факторов приводит к ишемическому поражению перивентрикулярной области
головного мозга и атрофическим процессам в различных участках коры. Согласно др. концепции, в
результате воздействия вредных факторов на организм матери происходит сбой в функционировании
аутоиммунного защитного механизма, и клетки-лимфоциты матери распознают белковые элементы
плода как инородные тела. В результате чего лимфоциты матери начинают уничтожать белки плода, что
приводит к атрофическим процессам в мышцах тела и в головном мозге.
Существует более 20 классификаций ДЦП. В отечественной неврологии наиболее
распространена классификация К. А. Семеновой: 1) двойная гемиплегия характеризуется ярко
выраженной атрофией коры головного мозга и увеличением объема желудочков; психическое развитие
детей с данной формой ДЦП минимальное и соответствует олигофрении в степени имбецильности или
идиотии; 2) спастическая диплегия (болезнь Литтля) наиболее часто встречающаяся форма ДЦП; при
этой форме часто наблюдается задержка психического развития, встречается умственная отсталость
в степени легкой дебильности; 3) гиперкинетическая форма ДЦП наблюдается примерно у 25% всех
больных с данной патологией; обнаруживается выраженная дефицитарность подкорковых структур
мозга в сочетании с относительной сохранностью корковых отделов; 4) при гемипаретической форме
ДЦП поражается преимущественно одно полушарие и ближайшие подкорковые отделы
(правосторонний и левосторонний гемипарез); недоразвитие правого полушария приводит к более
глубокому нарушению познавательных процессов у детей; 5) при атонически-астатической форме
основные изменения в тканях мозга обнаруживаются в лобной области и в мозжечке.
Дети с ДЦП развиваются в условиях дефицитарности проприоцептивного отдела двигательного
анализатора. В связи с этим искаженным путем развивается управление позами и движениями тела, а
также «схема» положений и движений тела, мышечно-суставное чувство. Двигательная
недостаточность препятствует развитию зрительного восприятия пространства и движения, зрительно-
моторной координации. В тесной связи с нарушениями зрительно-пространственного синтеза находится
недостаточность функции счета, которая проявляется в замедленном усвоении понятия числа и его
разрядного строения, замедленной автоматизации механического счета. Особенностью процесса
мышления является его диссоциация более выраженная недостаточность наглядно-действенного
мышления по сравнению с вербальным. Формирование понятийного мышления отстает по сравнению
со здоровыми детьми.
У некоторых детей может отмечаться снижение остроты слуха,
недостаточность слуховой
памяти и слухового внимания, недоразвитие фонематического слуха.
Часто при различных формах
ДЦП встречаются речевые расстройства. Основное речевое расстройство при этом заболевании
дизартрия, встречаются также дислалии, заикание.
Для больных ДЦП характерна выраженность психодинамических проявлений
инертность
психики, замедленность переключения на др. виды деятельности, недостаточность концентрации
внимания,
вялость, аспонтанность. Обнаруживаются также проявления психического инфантилизма,
выражающиеся в наличии не свойственных данному возрасту черт детскости, преобладании мотивов
удовольствия в деятельности, склонности к фантазированию и мечтательности. (Ю. В. Гущин.)
ДЕТСТВО (англ. childhood)
этап онтогенетического развития индивида между рождением
ребенка и нач. подросткового периода. Исторически возрастные границы Д. изменяются
преимущественно в сторону удлинения, что объясняется, прежде всего, усложнением содержания и
задач обучения и воспитания детей, которые, в свою очередь, являются следствием прогресса
экономических и социальных технологий.
До XIX в. Д. находилось на периферии общественных интересов; оно в основном
воспринималось как неразвитость, невыраженность взрослых черт и качеств. В своем современном
|