понимании Д. было открыто Ж.-Ж. Руссо и нем. романтиками «штурма и натиска» (напр., Гете),
впервые заговорившими о самоценности детской жизни и детской личности. Позднее (с середины XIX
и особенно в XX в.) Д. становится особым предметом изучения искусства (литературы, живописи,
кино) и науки (в т. ч. детской психологии).
В психологии Д. обычно разделяется на след. периоды: младенческий возраст (0-1 г.), ранний
возраст (1-3 лет), дошкольный возраст (3-6/7) и младший школьный возраст (6/7-11/12). В современной
цивилизации Д. отделено от взрослости специальными переходными периодами
подростковым
возрастом и юношеским возрастом. См. Возраст. (А. В. Толстых.)
ДЕФИЦИТ ОБЩЕНИЯ (от лат. deficit недостает) недостаточное по количеству и качеству
общение ребенка с окружающими людьми. Д. о. обычно имеет место в детских учреждениях закрытого
типа (больницах, домах ребенка, детских домах, интернатах), в неблагополучных семьях, где родители
не уделяют ребенку достаточного внимания, или в семьях, где родители страдают различного рода
заболеваниями, в силу которых не обеспечивают детям полноценного общения.
Д. о. одна из важнейших причин задержек и отклонений в психическом развитии ребенка,
особенно в младенческом и раннем возрасте. При проведении коррекционной работы недостаточно
восполнять количественный Д. о., необходимо организовывать адекватное по качеству общение,
учитывая как возрастные особенности ребенка, так и его прошлый коммуникативный опыт. Для этого
проводится диагностика уровня развития общения и восполняются отмеченные пробелы. См.
Анаклитическая депрессия, Госпитализм. (С. Ю. Мещерякова.)
ДЕФЛЕКСИЯ (англ. deflection)
один из выделяемых в гештальт-терапии защитных
механизмов. Он не входит в 4 основных защитных механизма, описанных Ф. Перлзом, и был введен
позже, в процессе разработки гештальт-терапии. Суть его заключается в том, что человек избегает
прямого, непосредственного контакта с др. человеком путем ухода в общении из ситуации «здесь и
теперь». Он может пускаться в долгие рассуждения ни о чем, рассуждения на банальные темы, не
относящиеся к актуальной ситуации, избегать живого эмоционального включения в настоящее, уходить
в прошлое, игнорировать важность того, о чем ему говорят, и т. п. Уходить от контакта подобным
образом может и инициатор общения, и его партнер. В 1-м случае инициатор быстро начинает ощущать
бесплодность и бесполезность подобного общения, во 2-м случае его партнер, прикрываясь неким
«щитом» также начинает испытывать дискомфорт, смущение, неловкость, он ощущает себя
нелюбимым, неважным, незначительным. Следует отметить, что способность к уходу от контакта
может оказаться полезной в определенных ситуациях, когда накал страстей слишком велик и может
привести к разрушительным последствиям, напр. при обсуждении национальных вопросов. Однако если
Д. становится стилем общения, человек вообще теряет контакт с окружающими и оказывается не
способным к полноценному взаимодействию с ними. Человек, в результате, не получает от общения с
др. людьми того, что ожидает. Даже если такой человек внешне владеет навыками общения, он не
вступает в подлинный контакт с миром другого, не чувствует его. (А. А. Корнеев.)
ДЕЦЕНТРАЦИЯ см. Женевская школа генетической психологии, Центрация.
ДЕЦЕРЕБРАЦИОННАЯ РИГИДНОСТЬ см. Ригидность.
ДЕЦИБЕЛ (англ. decibel, dB)
психофизическая единица интенсивности стимулов, одна
десятая бела: 1 бел = lg (I / I
пор
), где I
интенсивность данного стимула (напр., физическая яркость
света или сила звука), I
пор
интенсивность порогового стимула (величина абсолютного порога).
С
одной стороны, шкала Д. позволяет более адекватно судить о субъективной силе разных стимулов (в
соответствии с законом Фехнера);
с др. стороны, зная свойства логарифмов, нетрудно оценить
соотношение физических характеристик. Шкала Д. также позволяет более непосредственно проводить
кросс-модальные сопоставления интенсивности стимулов (напр., как сила звука, так и яркость света,
равные 130-140 дБ являются запредельными и физически опасными для органов чувств, тогда как 60-70
дБ это уровень средних по громкости и яркости раздражителей). Ср. Слух, Фон. (Б. М.)
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ТЕОРИЯ социально-психологическая теория коллектива, разработанная А. В. Петровским. В Д. о. м.
о. т. принцип деятельности,
образующий центральное звено общепсихологического понимания
человека, распространен на область социально-психологических явлений. В основе Д. о. м. о. т. лежит
представление о том, что в любой реальной развитой (недиффузной) группе межличностные отношения
опосредствуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности этой группы.
Группа, осуществляя свою цель, изменяет себя, свою структуру и внутренние отношения. Характер и
направление этих преобразований зависят от степени опосредствования их содержанием деятельности и
социальной ценности самой совместной деятельности. См. Личность.
|