4) из наиболее многочисленных онтогенетических исследований в русле Д. п. выросли
самостоятельные деятельностно ориентированные теории (теория периодизации психического развития
в онтогенезе Д. Б. Эльконина,
теории развивающего обучения В. В. Давыдова,
теория формирования
перцептивных действий А. В. Запорожца и др.);
5) функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и
деятельности (развитие психических процессов в короткие временные отрезки) представлены работами
не только школ Леонтьева и Рубинштейна, но и др. известных психологов (Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев,
А. А. Смирнов, Н. А. Бернштейн и др.);
6) пато- и нейропсихологические исследования распада высших психических функций и роли
конкретных форм деятельности в их восстановлении (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова, Б. В.
Зейгарник и др.).
В рамках перечисленных направлений исследований Д. п. был разработан ряд важнейших
теоретических проблем психологии, в т. ч.: проблема макро- и микроструктуры человеческой
деятельности (деятельность действие операция
функциональный блок),
проблема строения
сознания-образа (чувственная ткань, значение, личностный смысл),
проблема интериоризации как
важнейшего механизма формирования сознания, проблема периодизации психического развития с
использованием разработанного в Д. п. понятия «ведущая деятельность» и др. На основе
общепсихологических идей Д. п. разрабатываются деятельностно ориентированные теории в различных
отраслях психологии (социальной, детской психологии, патопсихологии и др). (Е. Е. Соколова.)
Добавление ред.: В ситуации сов. «идеологического общежития», когда стали запрещаться не
только многие научные направления, но целые отрасли и даже науки, Рубинштейн и Леонтьев
поступили довольно остроумно и мудро, отдав психологию «на сохранение» философской категории
деятельности, бесцеремонно приватизированной марксизмом. Психологи, которым категория
деятельности не подошла, спрятались за ленинской «теорией отражения» (и зеркало корчит всезнайку.
О. Мандельштам). Категория деятельности служила для Рубинштейна и Леонтьева своего рода
заказником, резервацией, средством идеологической защиты психологии, выживания ее как науки.
Психика либо отождествлялась с деятельностью, либо деятельность выступала в качестве практически
единственного объяснительного средства, синонима т. н. принципа детерминизма всей психики. В итоге
психология оказалась внутри относительно безопасного, с идеологической т. зр. круга деятельности
и/или «круга отражения», что и позволяло ей существовать. Оба, особенно Леонтьев, писали не самым
простым языком, что закрывало на территорию Д. п. вход профанам. Они дискутировали друг с другом
по частным вопросам. Под защитой Д. п. ряд замечательно философски и идеологически беззаботных
ученых проводили психологические исследования. Действительным предметом их работ была не
деятельность как таковая, а некоторые особые ее виды, да и то не в полном объеме, напр., игровая,
учебная, трудовая, спортивная. При их изучении использовался и развивался концептуальный аппарат
Д. п. Было предложено большое число концептуальных схем анализа деятельности, ни одна из которых
не имеет явных преимуществ по сравнению с др.
Главным достижением Д. п. является то, что в его рамках сформировалось продуктивное
направление психология действия, которое представляет собой квинтэссенцию Д. п. (см. Юдин Э.
Г.). Изучению подверглись сенсорные, перцептивные, предметные, исполнительские, мнемические,
умственные, аффективные и др. действия, а также их структурные компоненты: мотивы, цели, задачи,
способы выполнения и условия осуществления.
Редукция психики к действию оказалась не хуже, а во многом лучше, чем редукция психики к
рефлексам, реакциям, ассоциациям, гештальтам, поведению,
отражению, познанию, переживанию,
гуманизму, нейронам. Перечисленные формы редукции живы до сих пор.
Оценивая претензии Д. п. на создание психологической теории, приходится констатировать их
чрезмерность. Деятельность сама нуждается в объяснении. По пути от сознания, личности, души, духа к
деятельности психология делает первые шаги. Сейчас психология должна отдать долг и взять «на
сохранение» Д. п., разумеется, отпустив на свободу свое сознание, освободившись от рабской
зависимости от нее, от полной идентификации себя с ней. См. также Деятельность как
методологическая проблема психологии. (В. П. Зинченко.)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. activity;
нем. Tatigkeit)
активное взаимодействие с окружающей
действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно
воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности.
Вследствие чрезвычайной
сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях
филогенеза создается жизненная необходимость в возникновении психических форм управления
|