движений глаз. Д. г. возникает при переводе взгляда с близкого на дальний объект, и состоит в
разведении зрительных осей, т. е. приближении их к параллельному положению. В качестве
наименьшей удаленности объекта, при которой зрительные оси могут считаться параллельными,
принимают расстояние в 6 м. Ср. Движения глаз, Конвергенция глаз.
ДИЗАРТРИЯ (от греч. dys приставка, означающая расстройство + arthroo членораздельно
произношу)
нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата,
возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга.
При Д., в отличие от
афазии,
ограничена подвижность органов речи (мягкого н¸ба, языка, губ), вследствие чего затруднена
артикуляция.
У взрослых Д. не сопровождается распадом речевой системы: нарушениями восприятия
речи на слух, чтения и письма. В детском возрасте Д. нередко приводит к нарушению произнесения
слов и, как следствие, к нарушениям чтения и письма, а иногда и к общему недоразвитию речи.
Недостатки речи при Д. м. б. исправлены с помощью логопедических занятий (см. Логопедия).
См.
также Анартрия, Артикуляция, Бульбарный паралич, Речи расстройства. (Е. Д. Хомская.)
ДИЗИГОТНЫЕ БЛИЗНЕЦЫ (англ. dizygotic twins, DZ) см. Близнецовый метод.
ДИЗОНТОГЕНЕЗ см. Дети с отклонениями в психическом развитии, Детская
нейропсихология, Задержка психического развития, Психический дизонтогенез, Психология
специальная, Умственная отсталость.
ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ (Dilthey, 1833-1911) нем. философ и психолог. В работе «Мысли
об описательной и расчленяющей психологии» (1894) четко сформулировал идею, которая в то время
занимала умы многих психологов и философов: существует не 1 психология, а 2, причем каждая из них
имеет свой предмет и свою методологию. Одну психологию Д. назвал «объяснительной», понимая под
ней современную ему интроспективную психологию в варианте «физиологической психологии» В.
Вундта и аналитическую, которая нацелена на анализ явлений сознания с выделением «атомов» и
последующего «синтеза» из этих «атомов» (путем ассоциаций, апперцепции и т. п.) высших процессов
сознания. По своей методологии эта психология сближается с естественными науками и потому столь
же «номотетична» (т. е. стремится к выведению общих законов душевной жизни, которые сводятся к
законам физиологической деятельности мозга и представляют сознание всех людей в виде весьма
абстрактного сознания «лабораторного человека»).
Др. психология, которую Д. считает необходимым создать, названа им описательной. Она
должна заниматься, прежде всего, описанием и пониманием душевной жизни индивида в ее
целостности, уникальности и смысловом отношении к ценностям культуры,
которые, по Д.,
«объективируются» в психике человека. Т. о., 2-я психология наука «идиографическая», т. е.
направленная на изучение конкретных фактов, одним из методов постижения которых выступает
переживание (эмпатия);
она сближается с «науками о духе»,
или гуманитарными науками (см.
Человекознание).
Идеи Д. отразили действительно имевшиеся противоречия 2 теоретико-
методологических ориентаций, которые сохранились до настоящего времени (напр., гуманистическая
психология представляет собой вариант «описательной», или, в терминологии последователя Д. Э.
Шпрангера, понимающей психологии, когнитивная психология
вариант «объяснительной»
психологии). См. Идиографический подход. (Е. Е. Соколова.)
ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ см. Афазия.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ОСТРОТА ЗРЕНИЯ см. Следящие движения глаз.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
важная
сторона любой психической деятельности, включающая ее скоростные и регуляторные аспекты. Син.
психодинамические свойства. Д. х. п. п. регулируются неспецифическими структурами разных уровней
(см. Блоки мозга),
включая корковый уровень неспецифической системы (медио-базальные отделы
коры лобных и височных отделов мозга). Д. х. п. п. неодинаковы при разных режимах работы мозга:
утомлении, возбуждении, стрессе и др. Изучаются нейропсихологией,
как показатели состояния 1-го и
3-го блоков мозга. Д. х. п. п. отражают индивидуальные различия, связанные с типом межполушарной
организации...;
у человека с выраженными признаками правши (в моторной, слуховой и зрительной
системах, т. е. с доминированием левого полушария) отмечаются более высокие скоростные и
регуляторные показатели при выполнении серийных операций (моторных, когнитивных), чем у лиц с
признаками доминирования правого полушария (левшей, амбидекстров).
См. Леворукость, Свойства
индивидуальности, Темперамент. (Е. Д. Хомская.)
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
(англ. stereotyped response)
слаженная интегрированная
система условно-рефлекторных процессов в коре больших полушарий, формирующаяся в результате
многократного применения четкого порядка следования одних и тех же положительных и тормозных
|