Navigation bar
  Print document Start Previous page
 129 of 640 
Next page End  

движений глаз. Д. г. возникает при переводе взгляда с близкого на дальний объект, и состоит в
разведении зрительных осей, т. е. приближении их к параллельному положению. В качестве
наименьшей удаленности объекта, при которой зрительные оси могут считаться параллельными,
принимают расстояние в 6 м. Ср. Движения глаз, Конвергенция глаз.
ДИЗАРТРИЯ (от греч. dys приставка, означающая расстройство + arthroo членораздельно
произношу)
— нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата,
возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга.
При Д., в отличие от
афазии,
ограничена подвижность органов речи (мягкого н¸ба, языка, губ), вследствие чего затруднена
артикуляция.
У взрослых Д. не сопровождается распадом речевой системы: нарушениями восприятия
речи на слух, чтения и письма. В детском возрасте Д. нередко приводит к нарушению произнесения
слов и, как следствие, к нарушениям чтения и письма, а иногда и к общему недоразвитию речи.
Недостатки речи при Д. м. б. исправлены с помощью логопедических занятий (см. Логопедия).
См.
также Анартрия, Артикуляция, Бульбарный паралич, Речи расстройства. (Е. Д. Хомская.)
ДИЗИГОТНЫЕ БЛИЗНЕЦЫ (англ. dizygotic twins, DZ) см. Близнецовый метод.
ДИЗОНТОГЕНЕЗ см. Дети с отклонениями в психическом развитии, Детская
нейропсихология, Задержка психического развития, Психический дизонтогенез, Психология
специальная, Умственная отсталость.
ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ (Dilthey, 1833-1911) нем. философ и психолог. В работе «Мысли
об описательной и расчленяющей психологии» (1894) четко сформулировал идею, которая в то время
занимала умы многих психологов и философов: существует не 1 психология, а 2, причем каждая из них
имеет свой предмет и свою методологию. Одну психологию Д. назвал «объяснительной», понимая под
ней современную ему интроспективную психологию в варианте «физиологической психологии» В.
Вундта и аналитическую, которая нацелена на анализ явлений сознания с выделением «атомов» и
последующего «синтеза» из этих «атомов» (путем ассоциаций, апперцепции и т. п.) высших процессов
сознания. По своей методологии эта психология сближается с естественными науками и потому столь
же «номотетична» (т. е. стремится к выведению общих законов душевной жизни, которые сводятся к
законам физиологической деятельности мозга и представляют сознание всех людей в виде весьма
абстрактного сознания «лабораторного человека»).
Др. психология, которую Д. считает необходимым создать, названа им описательной. Она
должна заниматься, прежде всего, описанием и пониманием душевной жизни индивида в ее
целостности, уникальности и смысловом отношении к ценностям культуры,
которые, по Д.,
«объективируются» в психике человека. Т. о., 2-я психология — наука «идиографическая», т. е.
направленная на изучение конкретных фактов, одним из методов постижения которых выступает
переживание (эмпатия);
она сближается с «науками о духе»,
или гуманитарными науками (см.
Человекознание).
Идеи Д. отразили действительно имевшиеся противоречия 2 теоретико-
методологических ориентаций, которые сохранились до настоящего времени (напр., гуманистическая
психология представляет собой вариант «описательной», или, в терминологии последователя Д. Э.
Шпрангера, понимающей психологии, когнитивная психология
вариант «объяснительной»
психологии). См. Идиографический подход. (Е. Е. Соколова.)
ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ — см. Афазия.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ОСТРОТА ЗРЕНИЯ — см. Следящие движения глаз.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ —
важная
сторона любой психической деятельности, включающая ее скоростные и регуляторные аспекты. Син.
психодинамические свойства. Д. х. п. п. регулируются неспецифическими структурами разных уровней
(см. Блоки мозга),
включая корковый уровень неспецифической системы (медио-базальные отделы
коры лобных и височных отделов мозга). Д. х. п. п. неодинаковы при разных режимах работы мозга:
утомлении, возбуждении, стрессе и др. Изучаются нейропсихологией,
как показатели состояния 1-го и
3-го блоков мозга. Д. х. п. п. отражают индивидуальные различия, связанные с типом межполушарной
организации...;
у человека с выраженными признаками правши (в моторной, слуховой и зрительной
системах, т. е. — с доминированием левого полушария) отмечаются более высокие скоростные и
регуляторные показатели при выполнении серийных операций (моторных, когнитивных), чем у лиц с
признаками доминирования правого полушария (левшей, амбидекстров).
См. Леворукость, Свойства
индивидуальности, Темперамент. (Е. Д. Хомская.)
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
(англ. stereotyped response)
— слаженная интегрированная
система условно-рефлекторных процессов в коре больших полушарий, формирующаяся в результате
многократного применения четкого порядка следования одних и тех же положительных и тормозных
Hosted by uCoz