условных раздражителей с постоянными интервалами времени между ними. Образование Д. с.
представляет значительные трудности для н. с., но, выработанный, он делает нервную деятельность
экономной и высокоэффективной, поскольку каждая предыдущая реакция в этом случае подготавливает
последующую. См. Автоматизация движений, Высшая нервная деятельность.
ДИППОЛЬДИЗМ см. Садизм.
ДИСГРАФИЯ (от греч. dys
приставка, означающая расстройство, + grapho пишу)
нарушение письма, при котором наблюдаются замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, а
также слияние слов. Д. обусловлена нарушением речевой системы в целом и является симптомом
алалии,
разных форм афазий или недоразвития речи. В основе Д. обычно лежат неполноценность
фонематического слуха (слуха на речевые звуки) и недостатки произношения, препятствующие
овладению фонематическим (звуковым) составом слова. Для исправления Д. проводятся занятия по
коррекции недостатков устной речи, а также специальные упражнения в чтении и письме.
ДИСК БЭНХЭМА (англ. Benham's top) см. Индуцированные (фехнеровские) цвета.
ДИСКОМФОРТНОЕ СОСТОЯНИЕ (англ. discomfort)
состояние, характеризующееся
неприятными субъективными ощущениями (головная боль, головокружение и т. п.), часто
сопровождается неблагоприятными психофизиологическими сдвигами. Может возникать под влиянием
вредных или непривычных воздействий на человека, при чрезмерном ограничении или увеличении
числа сенсорных раздражителей, нарушении цикличности сна и бодрствования и т. д. Изучение причин
возникновения Д. с. особенно актуально в связи с проблемами освоения человеком новых непривычных
для него условий (в космическом полете, подводном плавании и т. п.). Электрофизиологическим
показателем Д. с. является повышение активности медленных тета- и дельта-ритмов в ЭЭГ (см. Стресс,
Электроэнцефалография).
ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ см. Мышление дискурсивное.
ДИСЛАЛИЯ см. Косноязычие.
ДИСЛЕКСИЯ (англ. dyslexia;
от греч. dys
повреждение + lexia
речь) существенные
трудности в овладении чтением (в т. ч. в понимании прочитанного) и письмом у нормальных в других
отношениях детей. Как ни странно, нередко Д. сопровождается повышенными показателями
умственного развития. Ср. Алексия.
Син. Д. развития (developmental dyslexia).
Имеются данные о
существовании наследственного фактора Д. Предполагается, что одной из причин Д. м. б. задержка в
развитии латерализации функций головного мозга. (Б. М.)
ДИСПАРАТНОСТЬ см. Стереопсис, Стереоскоп.
ДИССИМУЛЯЦИЯ (от лат. dissimulatio
сокрытие) сознательное стремление человека
скрыть свои болезненные расстройства, чаще всего симптомы психических заболеваний.
ДИСТАЛЬНЫЙ СТИМУЛ (англ. distal stimulus)
объект, вызывающий соответствующее
предметное восприятие. Д. с. отличают от проксимального стимула,
т. е. от пространственно-
временной конфигурации энергии на поверхности реципирующего органа, источником которой и
является Д. с. Организм всегда имеет дело с проксимальной стимуляцией, т. е. с пространственно-
временными конфигурациями света, звука, теплоты, кинетической и химической энергии, в то время
как субъекту репрезентируется дистальная форма стимуляции (неподвижные и движущиеся объекты,
голоса, мелодии, шумы, запахи и т. д.).
ДИСТАНТНЫЕ РЕЦЕПТОРЫ (англ. distant receptors)
одна из 2 разновидностей
экстероцепторов (экстероцепторных органов); Д. р. реагируют на раздражения, исходящие от
удаленного от организма объекта (см. Дистальный стимул).
Син. телерецепторы. Таковыми у
позвоночных являются рецепторы глаз и уха. Возникновение Д. р. сделало возможным ориентацию
организма в окружающей среде и целенаправленное передвижение как целого (см. Таксис).
См.
Контактные рецепторы. (Т. П. Зинченко.)
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. differential psychology) раздел психологии,
изучающий индивидуально-психологические различия между людьми. Термин Д. п. введен нем.
психологом В. Штерном (1900). Д. п. изучает как психологические различия конкретных индивидов,
так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных,
классовых, этнических, возрастных и др. групп. Сравнительному исследованию чаще всего
подвергаются личностные и интеллектуальные особенности индивида, изучаемые в эксперименте,
определяемые с помощью наблюдения, тестов или анализа результатов самонаблюдения.
Одна из
важных задач современной Д. п., ранее часто ограничивавшейся описанием характера и диапазона
индивидуально-психологических проявлений, заключается в выделении наиболее существенных
параметров организации психической деятельности (измерений, факторов), от которых зависит
|