индивидуально-типологическая характеристика субъекта. Для понимания причин и условий
возникновения индивидуально-психологических различий важно изучение их нейрофизиологических
факторов в виде основных свойств н. с.;
это изучение ведется ныне в рамках дифференциальной
психофизиологии, возникшей благодаря работам Б. М. Теплова и его сотрудников (см. Небылицын В. Д.)
на базе концепции типов и свойств н. с. И. П. Павлова.
Современная Д. п. широко применяет развитый математико-статистический аппарат, в т. ч.
методы корреляционного, регрессионного, дискриминантного и факторного анализов.
Данные Д. п.
имеют важное прикладное значение для практики обучения, воспитания, психиатрических и
психотерапевтических воздействий, определения профессиональной пригодности, профотбора и
профориентации.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОРОГ (англ. differential threshold)
разновидность сенсорного
порога, означает наименьшее различие между 2 раздражителями, выше которого испытуемый дает на
них реакцию (обычно в виде сообщения о появлении ощущения различия, отличия между ними) как
на 2 различающихся раздражителя и ниже которого раздражители кажутся ему одинаковыми,
неразличимыми. Т. о., Д. п. принято выражать в виде разницы между величинами переменного и
постоянного (фонового, стандартного) раздражителей. Син. разностный порог, порог различения.
Величина обратная Д. п. называется разностной чувствительностью.
С помощью величины Д. п. вычисляется еще один пороговый показатель, «относительный
порог»,
или «относительный Д. п.»: отношение величины Д. п. к величине постоянного (фонового)
раздражителя (иногда вычисляется в процентах). См. Закон Вебера. (К. В. Бардин.)
ДИХОТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ (англ. dichotic listening)
восприятие на слух 2 разных по
содержанию или звучанию сообщений, одно из которых поступает (через наушник) на левое ухо, а др.
на правое. Применяется в исследованиях эхоической памяти (см. Память эхоическая)
и
избирательности восприятия (селективности), а также межполушарной организации психических
процессов (межполушарной функциональной асимметрии). См. также Затенение, Метод дихотического
прослушивания. (А. И. Назаров.)
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ (англ. duration of sensation) интервал времени, в течение
которого возникает, развивается и исчезает ощущение,
т. е. длительность его существования. Д. о.
определяется временными условиями взаимодействия анализатора с раздражителем (стимулом).
Как
правило, Д. о. не совпадает с длительностью воздействия раздражителя. Ощущение возникает через
некоторый интервал времени после начала воздействия, исчезает оно также спустя некоторое время
после прекращения воздействия (см. Последовательный образ).
ДОВЕРИЕ (англ. trust) согласно «Энц. словарю» Брокгауза и Эфрона, Д. это «психическое
состояние,
в силу которого мы полагаемся на к.-л. мнение,
кажущееся нам авторитетным, и потому
отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, могущего быть нами исследованным. Итак,
Д. отличается как от веры, так равно и от уверенности. Вера превышает силу внешних фактических и
формально логических доказательств. Д. же касается вопросов, находящихся в компетенции
человеческого познания; доверяется тот, кто не хочет или не может решить или сделать чего-либо сам,
полагаясь или на общепринятое мнение, или на авторитетное лицо. Уверенность есть сознание
собственной силы и состоит в Д. к истинности своего знания или правоте своего дела; Д., напротив,
проистекает из сознания слабости, неуверенности в себе, признания авторитета». (См. также
Уверенность в себе.)
Г. Г. Шпет дал самую общую характеристику веры. Вера состоит не в чем ином, как в принятии
возможности за действительность. Вере всегда противостоит сомнение вообще или всеобщая
возможность сомнения скептицизм. И вера и скептицизм подлежат не опровержению, а
изображению. Шпет замечает, что мы имеем дело с одной палкой: хватишься за веру, на др. конце
скептицизм, хватишься за скептицизм, на др. конце непременно вера. В отличие от принципиального
скептицизма или от сомнения, возведенного в принцип, есть вполне здравое сомнение как
субъективное переживание, означающее минимальную степень уверенности. Такое сомнение
сопровождает не все, а только некоторые суждения.
В «Сов. энц. словаре» слово «Д.» вообще отсутствует. Составители решили не смущать
доверчивость пользователей. В «Словаре по этике» понятию «Д.» нашлось место. Ему дается
социологическая характеристика в связи «с практикой взаимного обмана, воровства, мошенничества» в
классовом обществе. Представитель этого общества Ф. Фукуяма в 1996 г. опубликовал книгу «Д.
Социальные добродетели и созидание благосостояния», где Д. выступает в качестве фундамента и
добродетели и благосостояния и характеризуется как возникающее в рамках определенного сообщества
|