ожидание того, что его члены будут вести себя нормально и честно, проявляя готовность к
взаимопомощи в соответствии с общепринятыми нормами,
культурными традициями, обычаями,
общими этическими ценностями. Подобное поведение более эффективно, чем поведение, основанное на
рациональном расчете и формальных правилах, которые нужно постоянно вырабатывать,
согласовывать, отстаивать в суде, а потом обеспечивать их соблюдение, в т. ч. и с помощью мер
принуждения. Т. о., преобладание недоверия в обществе равносильно введению дополнительного
налога на все формы экономической деятельности, от которого избавлены общества с высоким уровнем
Д.
Д., как психическое состояние (чувство), преходяще. Завоевать, внушить Д. трудно, а лишиться
его можно в одночасье, мгновенно. Это известно испокон веку. В «Афоризмах житейской мудрости» А.
Шопенгауэра находим: «Кто нарушил раз Д. теряет его навсегда; что бы он ни делал и чем бы он ни
был горькие плоды этой потери не заставят себя ждать». С. Московичи считает, что подчинение в
конце концов тождественно Д. Он напоминает, что «зерно сомнения у миллионов людей приводит к
свержению даже самого могущественного тирана. Постоянное насилие порождает апатию, безразличие
и враждебность».
Конечно, нелегко самому отдаться на веру, на совесть, вверить кому-то себя, свои тайны, свои
дела, положиться на кого-то вполне (это мотивы из словаря В. Даля). Не будем спорить с «Брокгаузом»,
является ли источником Д. сознание слабости или силы. Справедливо и то и другое. Источником Д.
может быть любовь, согласие по поводу верований и ценностей, даже излишняя самоуверенность. А
условием его сохранения постоянство.
Этимологически «питать Д.» (в лат. языке credo) означает «сердце даю» или «сердце кладу»,
т. е. Д. принадлежит к числу важнейших психических состояний человека. Оно возникает в
«круговороте общения» между людьми, т. е. не является врожденным. Говорить с кем-то это уже
означает ту или иную степень Д. или возможность родиться Д. Фундаментальность чувства Д.
подчеркивается лингвистами еще и тем, что понятие «верить» в некоторых языках имело
первоначальное значение «выбирать». Мало верить, нужно еще сделать правильный выбор: кому Д.,
кому нет, что связано со смысловыми оттенками ценности, надежности, содержащимися во
внутренней форме слов «вера», «Д.». Едва ли следует говорить, что чем выше Д., тем больнее
разочарование. Очень труден выбор объекта Д. В нем. «Настольном словаре по социологии» (1931) Ф.
Т¸ннис пишет: «К Д. или недоверию ведет не только собственный, но и чужой опыт, т. е. авторитет,
репутация личности как заслуживающей Д. или сомнительной, общение с которой требует
осторожности. Но, с др. стороны, Д. в значительной степени овеществляется самим общением, так что
часто речь идет вовсе не о личности, а ее «состоянии», принимаемом в расчет на том основании, что-де
собственные интересы делового человека, который в личностном отношении м. б. и не достоин
большого Д., заставляют его платить по долгам, пока он в состоянии это делать: способность
заслуживать Д. исчезает, становясь кредитоспособностью. <...> Так, Д. к личностным качествам
смешивают с Д. к кредитоспособности личности или фирмы. Многим людям мы безотчетно доверяем,
исходя из самого поверхностного знания о них, будучи толком незнакомы, ничего о них не зная, кроме
того, что они находятся в данном месте и занимают данный пост все это тоже овеществленное Д.
Если личное Д. всегда существенно обусловлено личностью доверяющего его умом и в особенности
знанием людей, т. е. опытом, на котором это знание основано, так что в общем человек простодушный и
неопытный легковерен, ибо склонен к доверчивости, умный же и опытный верит с трудом, ибо склонен
к сомнению, то это различие почти полностью стирается при овеществленном Д. Мы не знаем
машиниста поезда, на котором едем, капитана и штурмана корабля, на котором плывем, в большинстве
случаев мы не знаем врача, с которым не только консультируемся, но которому доверяем наше тело и
жизнь при хирургическом вмешательстве».
Чувство Д., как и многое др. в психике человека, появляется очень рано, в том нежном детском
возрасте, о котором человек ничего не помнит. Столь раннее появление многого, что впоследствии
накладывает печать на всю нашу жизнь, нередко производит впечатление генетической
предопределенности. Амер. психолог и психотерапевт Э. Эриксон рассматривал чувство глубокого
(базисного) Д. в качестве фундаментальной психологической предпосылки всей жизни. Это чувство
формируется на основании опыта 1-го г. жизни ребенка и превращается в установку, определяющую его
отношение к себе и к миру. Под «Д.» Эриксон подразумевал Д. к себе самому и чувство неизменной
расположенности к себе др. людей. Чувство глубокого Д. к себе, к людям, к миру это краеугольный
камень здоровой личности. У взрослых резкое снижение глубокого Д. и превалирование глубокого
недоверия проявляется в форме выраженного отчуждения, характеризующего индивидов, которые
|