Navigation bar
  Print document Start Previous page
 132 of 640 
Next page End  

ожидание того, что его члены будут вести себя нормально и честно, проявляя готовность к
взаимопомощи в соответствии с общепринятыми нормами,
культурными традициями, обычаями,
общими этическими ценностями. Подобное поведение более эффективно, чем поведение, основанное на
рациональном расчете и формальных правилах, которые нужно постоянно вырабатывать,
согласовывать, отстаивать в суде, а потом обеспечивать их соблюдение, в т. ч. и с помощью мер
принуждения. Т. о., преобладание недоверия в обществе равносильно введению дополнительного
налога на все формы экономической деятельности, от которого избавлены общества с высоким уровнем
Д.
Д., как психическое состояние (чувство), преходяще. Завоевать, внушить Д. трудно, а лишиться
его можно в одночасье, мгновенно. Это известно испокон веку. В «Афоризмах житейской мудрости» А.
Шопенгауэра находим: «Кто нарушил раз Д. — теряет его навсегда; что бы он ни делал и чем бы он ни
был — горькие плоды этой потери не заставят себя ждать». С. Московичи считает, что подчинение в
конце концов тождественно Д. Он напоминает, что «зерно сомнения у миллионов людей приводит к
свержению даже самого могущественного тирана. Постоянное насилие порождает апатию, безразличие
и враждебность».
Конечно, нелегко самому отдаться на веру, на совесть, вверить кому-то себя, свои тайны, свои
дела, положиться на кого-то вполне (это мотивы из словаря В. Даля). Не будем спорить с «Брокгаузом»,
является ли источником Д. сознание слабости или силы. Справедливо и то и другое. Источником Д.
может быть любовь, согласие по поводу верований и ценностей, даже излишняя самоуверенность. А
условием его сохранения — постоянство.
Этимологически «питать Д.» (в лат. языке — credo) означает «сердце даю» или «сердце кладу»,
т. е. Д. принадлежит к числу важнейших психических состояний человека. Оно возникает в
«круговороте общения» между людьми, т. е. не является врожденным. Говорить с кем-то — это уже
означает ту или иную степень Д. или возможность родиться Д. Фундаментальность чувства Д.
подчеркивается лингвистами еще и тем, что понятие «верить» в некоторых языках имело
первоначальное значение «выбирать». Мало верить, нужно еще сделать правильный выбор: кому Д.,
кому — нет, что связано со смысловыми оттенками ценности, надежности, содержащимися во
внутренней форме слов «вера», «Д.». Едва ли следует говорить, что чем выше Д., тем больнее
разочарование. Очень труден выбор объекта Д. В нем. «Настольном словаре по социологии» (1931) Ф.
Т¸ннис пишет: «К Д. или недоверию ведет не только собственный, но и чужой опыт, т. е. авторитет,
репутация личности как заслуживающей Д. или сомнительной, общение с которой требует
осторожности. Но, с др. стороны, Д. в значительной степени овеществляется самим общением, так что
часто речь идет вовсе не о личности, а ее «состоянии», принимаемом в расчет на том основании, что-де
собственные интересы делового человека, который в личностном отношении м. б. и не достоин
большого Д., заставляют его платить по долгам, пока он в состоянии это делать: способность
заслуживать Д. исчезает, становясь кредитоспособностью. <...> Так, Д. к личностным качествам
смешивают с Д. к кредитоспособности личности или фирмы. Многим людям мы безотчетно доверяем,
исходя из самого поверхностного знания о них, будучи толком незнакомы, ничего о них не зная, кроме
того, что они находятся в данном месте и занимают данный пост — все это тоже овеществленное Д.
Если личное Д. всегда существенно обусловлено личностью доверяющего — его умом и в особенности
знанием людей, т. е. опытом, на котором это знание основано, так что в общем человек простодушный и
неопытный легковерен, ибо склонен к доверчивости, умный же и опытный верит с трудом, ибо склонен
к сомнению, — то это различие почти полностью стирается при овеществленном Д. Мы не знаем
машиниста поезда, на котором едем, капитана и штурмана корабля, на котором плывем, в большинстве
случаев мы не знаем врача, с которым не только консультируемся, но которому доверяем наше тело и
жизнь при хирургическом вмешательстве».
Чувство Д., как и многое др. в психике человека, появляется очень рано, в том нежном детском
возрасте, о котором человек ничего не помнит. Столь раннее появление многого, что впоследствии
накладывает печать на всю нашу жизнь, нередко производит впечатление генетической
предопределенности. Амер. психолог и психотерапевт Э. Эриксон рассматривал чувство глубокого
(базисного) Д. в качестве фундаментальной психологической предпосылки всей жизни. Это чувство
формируется на основании опыта 1-го г. жизни ребенка и превращается в установку, определяющую его
отношение к себе и к миру. Под «Д.» Эриксон подразумевал Д. к себе самому и чувство неизменной
расположенности к себе др. людей. Чувство глубокого Д. к себе, к людям, к миру — это краеугольный
камень здоровой личности. У взрослых резкое снижение глубокого Д. и превалирование глубокого
недоверия проявляется в форме выраженного отчуждения, характеризующего индивидов, которые
Hosted by uCoz