уходят в себя, если оказываются не в ладах с др. людьми или с самими собой. Такой уход наиболее ярко
демонстрируют индивиды, у которых наблюдается регресс к психологическому состоянию, когда они
полностью закрываются, отказываясь от еды, удобств, забывая все свои дружеские привязанности.
Главная трудность психотерапевта в работе с такими людьми состоит в том, что он должен сначала
«достучаться» до них и убедить, что они могут доверять нам, что мы доверяем им, и они могут доверять
сами себе.
Итак Д., в огромной своей части относится к эмоциональной, т. е. плохо рационализируемой
сфере психики. Оно способно порождать многие др. чувства (от любви до ненависти), состояния (от
комфорта до стресса и фрустрации),
социальные установки (от приятия до отторжения). Д. по
отношению к личности играет формообразующую роль. Потеряв Д. в глазах окружающих, теряешь
лицо. Вернув Д., получаешь только шанс не гарантию его восстановить полностью. Поэтому
психологическая культура Д. теснейшим образом связана с культурой личности и межличностных
отношений. Одним из главных критериев личности (наряду с ее свободой) являются флюиды
исходящего от нее Д. Д. в каком-то смысле можно считать синонимом личности. (В. П. Зинченко.)
ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ (англ. long-term memory)
вид памяти человека и
животных, характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного
его повторения и воспроизведения.
Функциональные и структурные характеристики Д. п. наиболее
изучены у человека, тогда как основные данные о нейрофизиологических механизмах памяти получены
в экспериментах на животных (см. Памяти морфологический субстрат, Памяти физиологические
механизмы).
Нейрофизиологической основой Д. п. служат консолидированные следовые состояния
мозга, которые формируются в процессе разных видов обучения. При образовании следов Д. п.
временные последовательности преобразуются в структурно-пространственные, в силу чего они
являются не процессом, а структурой. В этом причина устойчивости Д. п. ко многим внешним
воздействиям и существенное отличие от следов кратковременной памяти,
которые по сути своей
являются процессами.
Эффективность Д. п. оценивают отношением числа символов, которые сохранились в памяти
спустя некоторое время (более 30 мин), к числу их повторений, необходимых для запоминания.
Этот
показатель зависит от количества информации в запоминаемом материале.
Различают 2 формы Д. п.: эксплицитная (декларативная) память сознательное
восстановление прошлого, память на факты, события, и имплицитная (см. Память процедурная),
которая проявляется в условных рефлексах, привычках, навыках (моторных, перцептивных, речевых и
пр.). Отчасти это деление аналогично прежнему делению на память духа и память тела (в терминах А.
Бергсона). Имплицитная память, в отличие от эксплицитной, не подвержена амнезии. Е. Тульвинг
(1972) различает в структуре эксплицитной Д. п. 2 вида хранилищ, которые соответствуют делению
памяти на семантическую и эпизодическую (в т. ч. автобиографическую). В семантической памяти
содержится вся информация, необходимая для того, чтобы пользоваться речью (слова, их
символические репрезентации, правила манипуляции с ними). Эта память содержит все известные
человеку общие знания (безотносительно к месту и времени их получения). В эпизодической памяти,
наоборот, сведения и события «привязаны» к определенному времени и/или месту их получения.
Информация, хранящаяся в семантической и эпизодической памяти, в различной мере подвержена
забыванию: в большей мере находящаяся в эпизодической памяти, в меньшей мере в
семантической. Модель Д. п. А. Пайвио (1971) предполагает дифференциацию познавательных
процессов на вербальные и невербальные, которым соответствуют 2 различные системы памяти. В
процессе решения субъектом мнемических задач эти системы функционируют совместно, хотя могут в
неодинаковой мере определять успешность запоминания. Вербальные механизмы играют некоторую
роль в запоминании зрительного материала. Однако основные закономерности этого процесса
определяются специфическими невербальными механизмами, которые способны самостоятельно
обеспечить высокую эффективность запоминания. М. Познер (1978) разработал модель Д. п., в которой
постулируется существование 3 уровней мнемических структур: уровень следов, копирующих
физические свойства стимуляции в модально-специфической форме; уровень понятийных структур, в
которых отображается прижизненный опыт субъекта; уровень глобальных когнитивных систем в виде
семантических сетей и субъективных пространств, необходимых для отражения окружающей
действительности с требуемой степенью полноты.
Наиболее разработанная структурная модель Д. п. предложена Р. Аткинсоном (1980).
Структурные компоненты этой модели: перцептивное хранилище с временем хранения информации до
1 с; кратковременная память с временем хранения до 30 с; Д. п. с практически неограниченным
|