временем хранения информации. В модели памяти Р. Аткинсона детально представлена динамическая
иерархическая организация всей системы памяти, в т. ч. процессов управления потоками информации
(кодирование, внимание к стимулу, распознавание, поиск в памяти, повторение и пр.). См.
Трехкомпонентная модель памяти, Семантические сети. (Т. П. Зинченко.)
ДОМИНАНТА (от лат. dominans господствующий) временно господствующий очаг
возбуждения в ц. н. с., для которого характерна способность накапливать в себе возбуждения и
тормозить работу др. нервных центров. В норме Д. представляет собой функциональное объединение
нервных центров, состоящее из относительно подвижного коркового компонента, а также
субкортикальных, вегетативных и гуморальных компонентов, включаемых в это объединение.
Сложившаяся Д. синхронно работающая констелляция центров с оптимальным для данной реакции
стационарным возбуждением (нервным процессом, который не распространяется по нервным путям и
проявляется в виде медленных изменений биопотенциала) в разных отделах головного и спинного
мозга. Основные черты Д. повышенная возбудимость, способность стойко удерживать возбуждение,
суммировать в себе возбуждения от последовательно приходящих нервных импульсов. Д., по мнению
А. А. Ухтомского,
предложившего этот термин и разработавшего учение о Д., определяет
направленность поведения и мышления, составляет физиологическую основу внимания.
ДОМИНАНТНОЕ / СУБДОМИНАНТНОЕ ПОЛУШАРИЕ МОЗГА см. Ведущее
полушарие, Латерализация функций головного мозга, Межполушарная организация психических
процессов.
ДОМИНАНТНОСТЬ РУКИ см. Амбидекстрия, Латерализация функций, Леворукость.
ДООПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ (англ. preoperatory thought)
стадия развития
интеллекта ребенка от 2 до 7 лет. К 2 г. у ребенка начинает формироваться символическая функция,
т. е. возникает различение обозначаемого и обозначающего. Средства обозначения, используемые
ребенком, имеют форму отсроченной имитации, игрового символа, рисунка, умственного образа и,
наконец, речи.
Благодаря символической функции начинает формироваться внутренний план
деятельности план представления. Теперь ребенок может не только непосредственно выполнить
действие, но и представить действие, выполненное им в прошлом или в др. ситуации, может мысленно
расчленить объект или составить его из частей. Для возникающих задач уже недостаточно средств
сенсомоторного интеллекта, а новых орудий интеллектуальной деятельности у ребенка еще нет.
В возрасте от 2 до 7 лет, как правило, отсутствуют обратимые операции и понятие о сохранении.
Ребенок, напр., считает, что при переливании жидкости из одного сосуда в др., отличающийся от
первого формой, количество ее увеличивается или уменьшается в зависимости от формы сосуда. Во
всех ситуациях, где требуется количественная оценка величин, можно наблюдать конфликт между
восприятием и логикой, что является следствием отсутствия обратимости умственных действий.
В этот период развития создаются условия для возникновения операций (см. также Операции
интеллектуальные).
Это, во-первых, их переход в умственный план (интериоризация действий) и, во-
вторых, их сокращение и симультанизация. Только во внутреннем плане можно одновременно
симультанно представить прямое и обратное действия, в то время как во внешнем материальном плане
прямое и обратное ему действие можно выполнить только последовательно.
Трудность перехода ребенка к операциям и длительность этого процесса связаны с
преодолением им собственного эгоцентризма или центрации на внешних, ярких, но несущественных
свойствах вещей. (Л. Ф. Обухова.)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА см. Законы смешения цветов, Цвета дополнительные.
ДОСТИЖЕНИЯ МОТИВ (мотивация) (англ. achievement motive)
внутренне относительно
устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности.
Является одним из
важнейших среди совокупности факторов, определяющих мотивацию достижения поведение
человека, направленное на достижение успехов в жизни.
Д. м. объясняет внутри- и межиндивидуальные различия в ориентациях, интенсивности и
последовательности поведенческих актов, связанных с достижением успехов.
Исследования Д. м. начаты с появления теории мотивации достижения, разработанной амер.
исследователем Д. Мак-Клелландом и сотрудниками (McClelland et al., 1953). Дальнейшее развитие она
получила в работах Дж. Аткинсона, предложившего формулу для оценки мотивации достижения
(Atkinson, 1958), и Г. Хекхаузена (Hekhausen, 1963). Согласно Мак-Клелланду и др., Д. м. формируется
прижизненно в опыте раннего детства под влиянием воспитания ребенка в семье. Его внутреннюю,
побудительную основу составляют аффективно окрашенные эмоциональные ассоциации, связанные с
успехами и подкрепленные соответствующими действиями со стороны родителей. Если их
|