Navigation bar
  Print document Start Previous page
 135 of 640 
Next page End  

подкрепления ассоциируются с успехами, а наказания с неудачами в действиях, направленных на
достижение определенного результата в работе и игре, то у ребенка возникает и развивается Д. м. Для
его количественной оценки Мак-Клелланд и его коллеги на основе Тематического апперцептивного
теста (ТАТ) Г. Мюррея (Murray) разработали проективную методику, впоследствии
усовершенствованную Хекхаузеном. Позднее (1961) Мак-Клелландом была предпринята попытка
объяснить на основе предложенной им теории мотивации достижения социально-экономическое
развитие различных стран и народов.
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (англ. preschool age)
— этап психического развития, в
отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным
возрастом — от 3 до 6-7 лет. В Д. в. выделяют 3 периода: младший Д. в. (3-4 г.); средний Д. в. (4-5 лет)
и старший Д. в. (5-7 лет). Д. в. имеет исключительно важное значение для развития психики и личности
ребенка. Его называют возрастом игры,
поскольку именно игра
ведущая деятельность данного
возраста.
В младшем Д. в. основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий
людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем Д. в. главным
содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а
ради определенного отношения к др. в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет — возраст
максимального расцвета ролевой игры). Введение сюжета и игровой роли значительно повышает
возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем Д. в. сутью игры становится
выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются
и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.
Помимо игровой, для Д. в. характерны др. формы деятельности: конструирование, рисование,
лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной
деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет.
Д. в. — период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, когда
мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и
менее значимые. В Д. в. ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному,
опосредованному каким-то представлением.
Образ поведения и образ результата действия становится
его регулятором и выступает как образец. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от
спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к воплощению собственных
замыслов.
Д. в. — период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления,
которые являются здесь основными формами познания (см. Воображение, Мышление наглядно-
образное). Для Д. в. характерны внеситуативные, речевые формы общения со взрослым. Более богатым
и содержательным делается общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится
более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В Д. в. начинает
формироваться мораль, и дети дают оценку поступкам и качествам людей. См. Дооперациональное
мышление.
Д. в. — сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и
умений.
Поэтому дошкольное обучение и воспитание — традиционное и развитое направление
педагогики. Однако обучение в Д. в. имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы
обучения связаны преимущественно с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание.
(Е. О.
Смирнова.)
Добавление ред.: В англ. языке Д. в. обозначают разными терминами: nursery school students,
kindergarten students, preschool students, а также early childhood раннее детство (с достижения 1 г. до 6
лет), что, конечно, не совпадает ни терминологически, ни хронологически с принятым в рос.
психологии делением на периоды.
ДРАЙВ см. Влечение, Гипотеза редукции драйва, Желание, Халл К.
ДРЕЙФ см. Движения глаз.
ДРУЖБА (англ. friendship)
— отношения между людьми, основанные на взаимной
привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии (см. Аттракция, Аффилиация) и т.
д. Д. присущи личностный характер (в противоположность, напр., деловым отношениям),
добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности,
обусловленной принадлежностью к одной и той же группе),
внутренняя близость, интимность (в
отличие от простого приятельства), устойчивость.
Необходимо различать Д. как: 1) моральное чувство и 2) специфический вид взаимоотношений.
Hosted by uCoz