подкрепления ассоциируются с успехами, а наказания с неудачами в действиях, направленных на
достижение определенного результата в работе и игре, то у ребенка возникает и развивается Д. м. Для
его количественной оценки Мак-Клелланд и его коллеги на основе Тематического апперцептивного
теста (ТАТ) Г. Мюррея (Murray) разработали проективную методику, впоследствии
усовершенствованную Хекхаузеном. Позднее (1961) Мак-Клелландом была предпринята попытка
объяснить на основе предложенной им теории мотивации достижения социально-экономическое
развитие различных стран и народов.
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (англ. preschool age)
этап психического развития, в
отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным
возрастом от 3 до 6-7 лет. В Д. в. выделяют 3 периода: младший Д. в. (3-4 г.); средний Д. в. (4-5 лет)
и старший Д. в. (5-7 лет). Д. в. имеет исключительно важное значение для развития психики и личности
ребенка. Его называют возрастом игры,
поскольку именно игра
ведущая деятельность данного
возраста.
В младшем Д. в. основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий
людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем Д. в. главным
содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а
ради определенного отношения к др. в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет возраст
максимального расцвета ролевой игры). Введение сюжета и игровой роли значительно повышает
возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем Д. в. сутью игры становится
выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются
и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.
Помимо игровой, для Д. в. характерны др. формы деятельности: конструирование, рисование,
лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной
деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет.
Д. в. период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, когда
мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и
менее значимые. В Д. в. ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному,
опосредованному каким-то представлением.
Образ поведения и образ результата действия становится
его регулятором и выступает как образец. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от
спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к воплощению собственных
замыслов.
Д. в. период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления,
которые являются здесь основными формами познания (см. Воображение, Мышление наглядно-
образное). Для Д. в. характерны внеситуативные, речевые формы общения со взрослым. Более богатым
и содержательным делается общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится
более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В Д. в. начинает
формироваться мораль, и дети дают оценку поступкам и качествам людей. См. Дооперациональное
мышление.
Д. в. сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и
умений.
Поэтому дошкольное обучение и воспитание традиционное и развитое направление
педагогики. Однако обучение в Д. в. имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы
обучения связаны преимущественно с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание.
(Е. О.
Смирнова.)
Добавление ред.: В англ. языке Д. в. обозначают разными терминами: nursery school students,
kindergarten students, preschool students, а также early childhood раннее детство (с достижения 1 г. до 6
лет), что, конечно, не совпадает ни терминологически, ни хронологически с принятым в рос.
психологии делением на периоды.
ДРАЙВ см. Влечение, Гипотеза редукции драйва, Желание, Халл К.
ДРЕЙФ см. Движения глаз.
ДРУЖБА (англ. friendship)
отношения между людьми, основанные на взаимной
привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии (см. Аттракция, Аффилиация) и т.
д. Д. присущи личностный характер (в противоположность, напр., деловым отношениям),
добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности,
обусловленной принадлежностью к одной и той же группе),
внутренняя близость, интимность (в
отличие от простого приятельства), устойчивость.
Необходимо различать Д. как: 1) моральное чувство и 2) специфический вид взаимоотношений.
|