Реальное содержание Д. менялось в ходе истории. Аристотель впервые вводит понимание Д. как
высокоиндивидуализированного и в то же время свободного от эротического компонента отношения.
Хотя Д. интимное, личное отношение, его формирование и развитие зависят от ряда
объективных условий: частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности,
общности целей и интересов.
Содержание и функции Д. существенно меняются с возрастом. Детскую Д. характеризует
эмоциональная привязанность, чаще всего основанная на совместной деятельности. Хотя степень
избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребенка, подлинная потребность в др. Я
появляется у подростка только в связи с развитием потребности осознать себя, соотнести собственные
переживания с переживаниями др. Отсюда напряженные поиски и частая идеализация Д. «Исповедный»
характер отношений взрослого человека более дифференцирован, поскольку появляется ряд новых
форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и т. д.).
ДУАЛИЗМ (от лат. dualis
двойственный) философское учение, исходящее в объяснении
сущего из наличия 2 против. начал материального и духовного.
В наиболее развитой форме в
философии Нового времени Д. представлен в учении Р. Декарта.
По Декарту, существуют 2
субстанции материя и дух. Основным свойством, или атрибутом,
материи является протяжение, а
духа мышление (понимаемое шире, чем принято сейчас). Свойства материи невыводимы из
мышления, и наоборот; субстанции не имеют и не могут иметь никаких точек соприкосновения. Для
психологии наибольший интерес представляет постановка Декартом проблемы человека, в котором
реально сосуществуют духовное и материальное начала. Эту проблему Декарт пытался решить,
опираясь на гипотезу взаимодействия (см. Интеракционизм), в которой роль посредницы между телом
и душой возлагалась на шишковидную железу мозга (эпифиз). В постановке этой проблемы
обнаружилось противоречие (непоследовательность) дуалистической философии, а именно
противоречие между принципом естественной причинности и наличием 2 субстанций, которые, в
сущности, не могут находиться в каузальной зависимости друг от друга. Дальнейшее развитие Д.,
прежде всего в философии окказионализма (Н. Мальбранш, А. Гейлинкс, Г. Лейбниц и др.), показало,
что решение психофизической проблемы возможно только при полном отказе от принципа
причинности. Действующая, реальная причина оказалась вынесенной за пределы наличных субстанций,
в высшую божественную субстанцию. Тем самым было показано, что обоснование принципов Д.
требует введения единого основания, некоего начала бытия, каковым в окказионализме является
субстанция Бога.
В психологии влияние дуалистической традиции было весьма существенным и проявлялось в
долгой истории существования психофизической проблемы, проблемы психофизического
взаимодействия, психофизиологической проблемы и т. п. В наиболее развитом виде дуалистические
принципы представлены в учении психофизического параллелизма (В. Вундт,
Ф. Паульсен). Учение,
строящееся на противопоставлении независимо существующих души и тела, сознания и мозга, приводит
либо к необходимости отказа от признания причинной зависимости, либо к редукции явлений сознания
к рефлексу,
к мозговым процессам. Логика необходимости введения единого основания, выявленная
философией окказионализма, оказывается итогом любой формы Д.
Уже в философии Б. Спинозы картезианская постановка проблемы человека как «составленного»
из тела и души была снята в утверждении существования человека в качестве мыслящего тела.
Универсальная природа человека обнаруживается, по Спинозе, в способности мыслящего тела строить
свое собственное движение по логике любого др. тела.
ДУХОВНОСТЬ (ДУХОВНОЕ, ДУХ). Д. называют поиск, практическую деятельность,
опыт,
посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для
достижения истины, для самоопределения. Точнее, Д. духовно-практическая (не утилитарная)
деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека. Без нее невозможны ни
самостоянье человека, ни величие его.
Д. есть условие движения к вершинной психологии, которая, согласно Л. С. Выготскому,
определяет не глубины, а вершины личности.
Движение к ним «снизу», лишь со стороны предметной
деятельности или со стороны фрейдовского Оно, как бы ни была важна их роль в развитии человека, не
только бесплодно, но и опасно. Такое движение неотвратимо приводит к человеку-машине, к
искусственному интеллекту,
к искусственной интеллигенции. Движение снизу обязательно должно
быть дополнено движением «сверху», со стороны Духа. Психологи и педагоги, которые поставят себе
такую цель, должны будут погрузиться в духовный опыт человечества, с тем чтобы расширить свое
сознание и укрепить собственный дух.
|