Для этого полезно обратиться к след. забытым наукой словосочетаниям не как к странным
метафорам, а как к предмету серьезных научных размышлений и исследований.
1-й ряд, оптимистический, вдохновляющий, духотворящий: духосфера, духопроводность; сила
духа, памятник духа, печать духа, культура духа. Эпитет «духовный» прилагается к след. словам:
вертикаль, субстанция, материнство, лоно, созревание,
близость, потенции, организм, конституция,
генофонд, установка, фон, начало, опора, устои, ситуация, зеркало, облик, здоровье,
равновесие,
единство, измерение, красота, взор, нерв, свет, обоняние,
личность,
жажда, поиск, руководство,
обновление, потребности, способности,
практика, производство, оборудование, мастерская, уклад,
упражнения, развитие, рост, общение,
результат, подвиг, возраст,
расцвет, наследие, царство, род,
родина, щедрость, самоопределение, самоотречение, аскеза, величие, бытие, жизнь,
перспектива,
вселенная...
2-й ряд, пессимистический, трагический: нечистый дух, злой дух, нищета духа; здесь эпитет
«духовный» прилагается к словам с отрицат. коннотацией:
варварство, слабость, слепота, нагота,
искушение, ложь, спячка, идол, насилие, геноцид, капитуляция, рабство, рынок, онанизм, ничтожество,
маразм, самообнажение, разброд, небытие, смерть, преисподняя...
За этими перечнями стоит онтология (анатомия, физиология, реальные средства, инструменты и
функции) духа, зафиксированная в языке, в искусстве, в религии, в бытийных слоях народного
сознания, в народной памяти и поведении. От этого богатства отказалась научная психология.
Поскольку природа духа есть свобода («дух дышит, где хочет»), то игнорирование духа это одна из
причин, м. б. даже главная, капитуляции психологии перед явлением свободы, будь то свободная воля,
свободное действие или свободная личность.
Краткость 2-го ряда в приведенных перечнях вовсе не означает, что скрывающаяся за ним
онтология слабее той, которая скрыта за 1-м. Она слабее, поскольку рано или поздно обнаруживается
внутреннее и конечное бессилие энтузиазма и энергии зла. Поэтому она значительно более нетерпелива,
агрессивна, коварна, каверзна, пользуется незаконными приемами, далеко выходящими за пределы
духовных распрей. А дух долго терпит! Страшится попасть во 2-й ряд.
В этих перечнях все названо, поименовано, без чего не м. б. сознательного пересмотра себя,
самопроверки, самоосуждения. Не м. б. ни смирения, ни одоления гордыни и самообожения, ни
подвижничества, ни личного и общественного покаяния. Без этого не м. б. ни возрождения, ни
выпрямления духа. Наука, философия и религия не обладают монополией на изучение Д. и природы
духа. Иное дело, что у теологии имеется огромный опыт в познании духа, а современной науке полезно
вначале хотя бы его признать!
Против утилитарной интерпретации духа резко протестовал Г. Г. Шпет:
«Только дух в
подлинном смысле реализуется пусть даже материализуется, воплощается и воодушевляется, т. е.
осуществляется в той же природе и душевности, но всегда возникает к реальному бытию в формах
культуры. Природа просто существует, душа живет и биографствует, один дух наличествует, чтобы
возникать в культуру, ждет, долготерпит, надеется, все переносит, не бесчинствует, не превозносится,
не ищет своего... Дух источник всяческого, в т. ч. и любви. Дух не метафизический Сезам, не
жизненный эликсир, он реален не "в себе", а только в признании. "В себе" он только познается, в себе
он только идея. Культура, искусство реальное осуществление. Дух создается...» (Соч. М., 1989
С. 359).
А. С. Пушкин, невзирая на зубоскальство дикарей, на понятном, хотя бы по буквам, для них
языке запечатлел раз и навсегда о всяком истинном творческом духе: «Мы рождены для вдохновенья,
для звуков сладких и молитв». Из истории культуры никакие электрификаторы, никакие Сальери
отныне уже не вытравят этих слов, и эти слова будут волновать человека, пока не будет упразднен сам
язык Пушкина. У Пушкина это было уже спонтанным творчеством духа, манифестацией какого-то
забитого и забытого, но не угасшего вовсе порыва рус. духа. Теперь требовалось его «рефлексивное
осознание и уяснение» (Шпет).
Эти слова были написаны почти 80 лет назад, а рефлексивное осознание и уяснение проходило
на фоне запретов и убийств писателей и поэтов, философов и ученых, в их числе и автора этих слов.
Уяснение продолжается и сегодня. И все же Шпет был прав: пушкинские слова вытравить не удалось,
не удалось остановить и творчество духа, хотя усилия предпринимались неимоверные. До чего нужно
было довести большого философа М. Мамардашвили, чтобы он воскликнул: «Д. это не болезнь!»
Важнейшим признаком Д., как объяснял нам А. А. Ухтомский,
является доминанта на лицо другого.
Лишь в этом случае о человеке можно говорить как о лице. (В. П. Зинченко.)
ДУША (англ. soul; греч. ????; лат. anima).
|