процесса, в котором раскрывается эта иерархическая связь понятий и осуществляется "переливание"
понятия в др. понятия» (Леонтьев). Этот подход согласуется с идеей Пиаже и Выготского: самое
существенное отличие спонтанных понятий от неспонтанных в данности первых вне системы. См.
Мышление комплексное, Обобщение, Предпонятие, Псевдопонятие. (И. А. Мещерякова.)
_З_
ЗАБЫВАНИЕ (англ. forgetting)
один из процессов в системе памяти,
проявляющийся в
невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании.
С т. зр. концепций ассоциативного научения, физиологическая основа З. торможение нервных связей,
т. е. следов памяти (см. Проактивное торможение, Ретроактивное торможение).
Основная
закономерность З., установленная Г. Эббингаузом (1895), состоит в быстром его ходе непосредственно
после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. З. зависит также от содержания,
объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в
деятельности.
З. оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в
деятельность субъекта. Включение материала в деятельность надежное средство борьбы с З.
Еще со времен Эббингауза выдвигалась гипотеза о том, что З. естественный процесс
постепенного угасания (англ. decay)
следов памяти. Однако этому представлению противоречил ряд
экспериментально установленных фактов: 1) с течением времени иногда наблюдается не снижение, а,
напротив, повышение в эффективности воспроизведения следов
реминисценция;
2)
наличие
ошибочных воспроизведений специфического характера; 3) отрицат. влияние на процесс
воспроизведения всякой побочной деятельности, отделяющей воспроизведение от запоминания. В связи
с этим нем. психологи Г. Мюллер и А. Пильцеккер (1900) высказали предположение о том, что З.
результат тормозящего влияния со стороны побочных интерферирующих воздействий, а не следствие
постепенного угасания следов. Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием
последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических
следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти.
По З. Фрейду,
в основе З. лежит мотив отрицания неприятных впечатлений, стихийное
стремление к отпору представлениям, могущим вызвать тягостные переживания; этот механизм
вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных
раздражениях. Фрейд полагает, что подобную т. зр., усматривающую в тревожащих воспоминаниях
особую склонность подвергаться мотивированному забвению, следует учитывать во многих областях,
напр. при оценке показаний свидетелей на суде. В народном эпосе, по мнению Фрейда, мы также
сталкиваемся с подобным мотивом стремлением вытравить воспоминания о том, что тягостно для
национального чувства. Аналогичный мотив проявляется и в З. впечатлений детства у отдельного
индивида. Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания вытесняются из
памяти, перекликается с описанным в свое время И. П. Павловым и А. А. Ухтомским явлением
запредельного торможения. Тем не менее в ряде более поздних работ, посвященных этой проблеме, не
было получено однозначного результата. По мнению П. И. Зинченко,
решение проблемы о связи З. с
эмоциями невозможно достичь, если изучать влияние эмоций на З. в форме действия какой-то
психической силы, оставляя в стороне изучение той деятельности, в которой и в силу которой эти
чувства возникли (ее целей, задач, мотивов, конкретного содержания и результатов действий). (Т. П.
Зинченко.)
Добавление: Следует подчеркнуть, что в такой сложной системе процессов, хранилищ и
собственно единиц хранения, как обыкновенная человеческая память, механизмов З. должно быть
немало. Дело явно не огранивается лишь разнообразием, скажем, скоростей угасания следов в каждом
из типов хранилищ. Исследования в современной
когнитивной психологии поддерживают не только
идею множественности хранилищ и множественности механизмов (причин и факторов) З., но также и
идею характерных для каждого из хранилищ специфических механизмов З. Напр., в сенсорном регистре
потеря информации обязана, прежде всего, быстрому угасанию следа; в долговременной памяти
действуют механизмы вытеснения, интерференционного торможения и утраты ключей, или признаков,
необходимых для поиска (и доступа к) нужной информации; в кратковременной памяти в дополнение к
угасанию важную роль играет фактор переполнения и вытеснения старых элементов новыми. (Б. М.)
ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ (англ. dependent variable) переменная, на которую оказывает
влияние др. фактор в эксперименте (независимая переменная). См. Лабораторный эксперимент.
|