Navigation bar
  Print document Start Previous page
 147 of 640 
Next page End  

ЗАВИСТЬ (англ. envy)
— чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого; в
крайнем выражении З. доходит до ненависти (злобы) по отношению к удаче др. и жажды его падения.
Б. Спиноза определял З. след. образом: «З. есть ненависть, поскольку она действует на человека т. о.,
что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот — находит удовольствие в
чужом несчастье». (Б. М.)
ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ (англ. inclinations) генетически детерминированные анатомо-
физиологические особенности мозга и н. с., являющиеся индивидуально-природной предпосылкой
процессов формирования способностей и их развития. З. с. как одно из условий формирования
способностей не предопределяют развития способностей. З. с. многозначны, т. е. на их основе м. б.
сформированы различные способности. В качестве З. с. (общих и специальных) могут выступать: 1)
типологические свойства н. с.
(в первую очередь парциальные свойства, характеризующие работу
разных анализаторов,
разных областей коры больших полушарий), от которых зависит скорость
образования временных связей,
их прочность, легкость дифференцировок, сила сосредоточенного
внимания, умственная работоспособность и т. д.; 2) индивидуальные особенности строения
анализаторов,
отдельных областей коры головного мозга и т. п. См. Возрастная психофизиология,
Теплов Б. М.
Добавление ред.: Утверждение о том, что т. н. типологические свойства н. с. это полностью
генетически детерминированные З. с., скорее предположение, чем строго доказанный факт.
ЗАДАЧА (проблема) (от греч. problema задача).
1. В широко распространенном смысле З. — вопрос, ответ на который представляет
практический или теоретический интерес.
2. В психологии З. — цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для
своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Поиск, мобилизация и
применение этих средств (способов, действий, операций) составляют процесс решения задачи.
В зависимости от характера конечной цели различают З. практические и теоретические.
Практические З. направлены на непосредственное преобразование действительности, теоретические —
на познание ее. В реальной человеческой деятельности практические и познавательные З. образуют
иерархию, меняя свои функции в качестве целей и средств: решение более частных З. становится
средством решения более общих.
Понятие «познавательная задача» используется, когда процесс познания приобретает
относительно самостоятельную цель. В познавательной деятельности выделяют различные виды З.:
перцептивные, мнемические, речевые и собственно мыслительные. Определяющая роль мышления в
познании придала понятию З. более узкое значение. Часто под З. понимают объект мыслительной
деятельности, содержащий требование некоторого практического преобразования или ответа на
теоретический вопрос посредством поиска условий, выявляющих отношения между известными и
неизвестными элементами проблемной ситуации, связанными общими законами и категориями.
Термины «З.» и «проблемная ситуация» могут использоваться в двояком смысле, характеризуя
объективный и субъективный аспекты мышления. Аналогично этому говорят о логической и
психологической структуре решения: в смысле объективно необходимых и реально осуществляемых
операций. По своей объективно-логической структуре различаются З. интерполяционные и
экстраполяционные или чаще — З. с определенным и неопределенным условием. Психологическая
структура решения помимо состава входящих в нее логических процедур характеризуется творческими
процессами выдвижения гипотез (логически осознанных и интуитивных), построения планов и
стратегий. См. также Двигательная задача, Мышление практическое, Проблемное обучение, Решение
комплексных задач, Учебная задача.
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (англ. mental retardation)
особый тип
дефицитарной аномалии психического развития ребенка. З. п. р. имеет различное происхождение: в
одних случаях она связана с особенностями, а точнее — дефектами конституции ребенка, вследствие
чего по своему физическому и психическому развитию он начинает соответствовать более раннему
возрасту («гармонический инфантилизм»);
в др. случаях З. п. р. возникает в результате различных
соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения ц. н. с. (дети с
минимальной мозговой дисфункцией).
У детей с З. п. р. отмечается значительное снижение работоспособности вследствие
возникающих у них явлений цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной
возбудимости. У них затруднено усвоение навыков чтения, письма, счета; страдают непосредственная
память и внимание;
имеются легкие нарушения речевых функций. Указанные затруднения
Hosted by uCoz