компенсируются при специальных педагогических воздействиях на детей с З. п. р.
В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у
детей с З. п. р. обычно имеется парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций,
носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте.
Дети с З. п. р. также характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием
эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов и т. д. См. Умственная
отсталость. (В. И. Лубовский.)
ЗАИКАНИЕ (англ. stuttering) нарушение коммуникативной функции речи, проявляющееся в
затруднении устного общения.
Повторение услышанного или заученного текста, чтение вслух и др.
формы репродуктивной экспрессивной речи,
не требующей самостоятельного ее построения, мало
страдают от З. Для З. характерна прерывистая речь с разрывом слова на слоги или звуки (напр.: п-
переход, па-па-пароход),
нередко сопровождающаяся судорогоподобным напряжением мускулатуры
лица.
Чаще всего возникает в дошкольном возрасте,
когда ребенок переходит к развернутой
самостоятельной фразовой речи. Причина З. связана с перенапряжением или травмой н. с. (общая и
речевая перегрузка, детские инфекции, испуг, потрясение и т. д.), приводящими к нарушению
регуляторных механизмов речи. Однако названные причины вызывают З. не у всех детей и не при
всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: конституциональная или
приобретенная нервность, вегетативная дисфункция и т. п., снижающие устойчивость н. с. ребенка. З. м.
б. связано с неврозами (логоневроз
невротически обусловленное З.), психическими травмами,
органическими поражениями ц. н. с. и т. д. В некоторых случаях причиной З. является подражание
неправильной речи окружающих.
Для предупреждения З. не следует перенасыщать речевой запас ребенка отвлеченными
понятиями и лексико-грамматическими конструкциями. Непонимание значений слов создает условия
для возникновения З. Лучше всего бороться с З. в период его возникновения, ограничивая речевое
общение с окружающими, но не запретом, а организацией условий, при которых ребенок не должен
поддерживать разговор, отвечать на вопросы и т. д.
Исправление З., основанного на тех или иных особенностях речевого развития, задача
логопедии.
Если же З. наступает от шоков и травм и является одним из симптомов неврозов, то
необходимо лечение у психоневролога.
ЗАКОН БЛОХА (англ. Bloch's law)
субъективная яркость воспринимаемой глазом короткой
вспышки света зависит от произведения интенсивности и длительности стимула, а для порогового
обнаружения вспышки ее яркость и длительность находятся в реципрокных отношениях. Т. о.,
одинаковый эффект м. б. получен как слабым светом, который действует относительно длительное
время, так и интенсивной вспышкой малой длительности. Установлено, что З. Б. строго соблюдается
только в околопороговой области при длительности стимула ниже критической, которая растет в ходе
темновой адаптации, достигая максимума около 0,1 с. Син. закон полной временной суммации. См.
БрокаЗульцера феномен.
ЗАКОН ВЕБЕРА (или закон БугераВебера; англ. Weber's law)
один из законов
классической психофизики, утверждающий постоянство относительного дифференциального порога (во
всем сенсорном диапазоне варьируемого свойства стимула).
В 1729 г. фр. физик, «отец» фотометрии, Пьер Бугер (1698-1758), исследуя способность человека
различать величины физической яркости (или освещенности предмета), установил, что
дифференциальный порог для яркости минимальный прирост яркости (?I), необходимый для того,
чтобы вызвать едва заметное различие (е. з. р.) в ощущении яркости, примерно пропорционален
уровню фоновой (сравниваемой) яркости (I), в силу чего отношение (?I / I) величина постоянная.
Через 100 лет (1831), независимо от Бугера, нем. физиолог и психофизик Эрнст Вебер (1795-
1878) в экспериментах на различение весов, длин линий и высоты звукового тона также обнаружил
постоянство отношения дифференциального порога к фоновой (сравниваемой) величине стимула, т. е.
(?I / I) = const. Вебер обобщил эти данные в виде общего эмпирического закона, получившего название
З. В. Отношение ?I / I называется относительным дифференциальным порогом (или, короче,
относительным порогом), а также дробью Вебера (или константой Вебера). Для различения звуков по
высоте (частоте звукового тона) дробь Вебера является рекордно малой 0,003, для различения
яркости она примерно равна 0,02-0,08, для сравнения объектов по весу 0,02, для длин линий 0,03.
(Подчеркнем, что эти значения сильно меняются в зависимости от др. свойств стимулов: напр., дробь
Вебера для яркости зависит от цвета, длительности, площади, положения, конфигурации стимулов.)
|