Однако в более поздних работах Торндайк приводил примеры ситуаций, когда повторение
одного и того же действия абсолютно ничему не научает человека: напр., испытуемый должен был 3000
раз нарисовать с закрытыми глазами линию длиной 4 дюйма. Сделанный Торндайком вывод можно
назвать законом бесполезности повторения («самого по себе»): «Повторение одних и тех же ситуаций
само по себе производит так мало изменений в человеческой психике, как примерно повторение одной
и той же депеши на проволоке изменяет природу этой проволоки».
Закон частоты (англ. law of frequency):
при прочих равных условиях, чем больше акт
повторяется, тем более быстро происходит научение этому акту. (Нетрудно заметить большую
смысловую близость 3 законов: использования, упражнения и частоты.)
Закон эффекта (англ. law of effect): связанное с актом удовольствие усиливает, а неудовольствие
ослабляет связь между стимулом и реакцией.
Следует добавить, что научение (учение) Торндайк понимает как установление и упрочение
связи между стимулом (ситуацией) и реакцией, прочность (сила) которой оценивается фактической
вероятностью наступления данной реакции в ответ на данную ситуацию. При этом Торндайк не был (и
сам себя не считал) сторонником бихевиоризма, если с последним связывать отрицание возможности и
необходимости изучения сознания. (Б. М.)
ЗАКОНЫ СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ (англ. laws of color mixing). В основе З. с. ц. лежит открытие
И. Ньютоном возможности оптического сложения световых излучений (см. Смешение цветов). Опыты
Ньютона и др. исследователей по оптическому сложению и цветовому уравниванию позволили
сформулировать закономерности аддитивного смешения цветов: 1. Для любого цвета с определенным
цветовым тоном существует цвет с другим, причем единственным, тоном, такой, что при смешении
этих 2 цветов получается ахроматический (белый, серый) цвет. Цвета, связанные т. о. называются
дополнительными по цветовому тону. 2. При смешении 2 цветов результирующая смесь по
хроматичности всегда есть цвет промежуточный между исходными, так что при новом смешении
результирующего цвета с одним из исходных невозможно получить др. исходный цвет. 3. 2 одинаковых
по хроматичности цвета при смешении дадут тот же самый цвет, независимо от спектрального состава
исходных цветов. 4. При смешении 2 цветов результирующий цвет всегда будет иметь насыщенность
меньшую, чем хотя бы один из исходных. (О понятиях цветового тона, хроматичности, насыщенности
см. в статье Цветоощущение.)
Формальное представление З. с. ц. в алгебраической форме, которое послужило основанием для
создания Межд. системы спецификации цвета в терминах стандартного наблюдателя (МКО-31),
впервые ввел Н. Грассман (1853). См. Цвета дополнительные, Цветовое зрение, Эбнея закон.
(Ч. А.
Измайлов.)
ЗАКОН ЭБНЕЯ см. Эбнея закон.
ЗАКОН ЭММЕРТА (англ. Emmert's law;
по имени нем. психолога Ф. Эммерта) видимая
величина последовательного образа меняется прямо пропорционально удаленности проекционного
экрана, на котором он рассматривается. Действие З. Э. является следствием работы перцептивных
механизмов, обеспечивающих в условиях восприятия реальных объектов константность их видимых
размеров. Отклонения от З. Э. имеют место при больших расстояниях до проекционного экрана (свыше
10-15 м), в условиях редукции зрительной пространственной информации, а также при эйдетизме.
ЗАМЕЩЕНИЕ см. Топологическая и векторная психология.
ЗАНКОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ (1901-1977) сов. психолог, педагог, дефектолог,
ученик Л. С. Выготского. Деление трудов З. на «педагогические» и «психологические» весьма условно.
В его творчестве четко выделяются 4 доминанты: память, речь, мышление, обучение и развитие, и в их
анализе З. удалось достичь редкой психолого-педагогической интегративности. З. одним из первых в
отечественной психологии выдвинул идею включения в педагогический эксперимент психологических
методов изучения общего развития учащихся. Он также разрабатывал идею о необходимости
обеспечения в школе индивидуальных вариантов развития школьников. В области дефектологии З.
принадлежат экспериментально-психологические исследования развития аномальных детей, а также
разработка эффективных методов педагогической и коррекционной работы с ними. Во время войны
(1941-1945) З. работал в нейрохирургическом госпитале, где руководил группой психологов,
занимавшихся восстановлением расстройств речи при черепно-мозговых ранениях.
В педагогике З. ярко проявился как практик, и как теоретик. Сильной стороной З. явилось
использование экспериментальных исследований для построения всего учебного процесса в начальной
школе. В 1957 г. была начата разработка системы начального обучения, продолжавшаяся более 20 лет и
нацеленная на достижение оптимального общего развития уч-ся. Благодаря привлечению к работе
|