большого числа учителей и созданию огромного массива научно-методического обеспечения (в виде
программ, методических пособий, учебников), система обучения «по Занкову» стала одной из самых
распространенных в стране систем развивающего обучения.
З. автор более 150 работ, в т. ч.: «Память школьника» (1944), «Проблемы речи, ее расстройств
и восстановления» (1945), «Память» (1949), «Сочетание слова учителя и средств наглядности в
обучении» (1958, ред.), «Наглядность и активизация уч-ся в обучении (1960), «О предмете и методе
дидактических исследований (1962), «О начальном обучении» (1963), «Дидактика и жизнь» (1968),
«Индивидуальные варианты развития младших школьников» (соред., 1973), «Беседы с учителями» (2-е
изд., 1975), «Обучение и развитие» (соавт. и ред., 1975). (И. А. Мещерякова.)
ЗАПАХ (англ. smell) ощущение, возникающее при воздействии пахучих веществ на рецепторы
слизистой оболочки носовой полости. Обычно З. характеризуют веществом, которое вызывает данное
ощущение. Летучесть пахучих веществ облегчает их проникновение в полость носа. З. классифицируют
по субъективному впечатлению от пахучего вещества. Цваардемакер разделил все З. на 9 классов:
эфирные (ацетон), ароматические (гвоздика), бальзамические (ваниль), амбромускусные (мускус),
чесночные (сероводород), пригорелые (бензол), каприловые (сыр), противные (запах клопов),
тошнотворные (скатол). Хеннинг выделял 6 основных З.: пряный, фруктовый, цветочный, смолистый,
гнилостный, пригорелый. Существует деление З. на сильно пахучие, колющие и вкусовые. Имеется
классификация З., основанная на способности пахучих веществ поглощать ультрафиолетовые лучи.
Качество З. зависит от присутствия в пахучей молекуле особых атомных группировок (эфирной,
фенольной, альдегидной и др.). Смесь пахучих веществ в зависимости от их концентрации и состава
может ощущаться и как новый цельный З., и как З., состоящий из отдельных компонентов. Комбинация
некоторых пахучих веществ не вызывает ощущения З. (напр., перуанский бальзам иодоформ). См.
Обоняние.
ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (у животных) (англ. imprinting,
нем. Pragung)
специфическая форма
научения животных, при которой в очень ранний период жизни в памяти фиксируются отличительные
признаки объектов, вызывающие некоторые наследственные поведенческие акты (см. Инстинкты
животных).
Такими объектами в естественных условиях являются, прежде всего, носители типичных
признаков вида: родительские особи, детеныши одного помета, половые партнеры, а также пищевые
объекты, постоянные враги и т. п. Син. импринтинг, импринтирование, ранняя память, формирование
привязанности. Понятие о З. введено в этологию К. Лоренцом (Lorenz, 1935, 1937).
Наиболее изученная форма З. «реакция следования» зрелорождающихся птенцов (напр.,
цыплята, утята, гусята) или детенышей млекопитающих (г. о. стадные копытные) за родителями и друг
за другом. Эта реакция обеспечивает сплоченность семьи, возможность охраны и ухода за потомством и
формирование механизмов внутригруппового поведения.
З. возможно лишь в течение определенного, обычно весьма ограниченного периода времени,
называемого сензитивным периодом (или критическим). Процесс З. совершается быстро (часто при
первой же встрече с объектом З.), без пищевого или иного подкрепления. Как правило, результат З. не
поддается в дальнейшем изменению (необратимость З.).
Фиксируемая при З. совокупность признаков объекта приобретает характер постоянно
действующей пусковой ситуации. Одновременно происходит восполнение соответствующего
врожденного пускового механизма недостающими компонентами.
Добавление: Т. о., характерными свойствами З., отличающими его от ассоциативного научения
(типа выработки условного рефлекса),
являются след.: З. имеет место в сензитивный период (как
правило, в первые часы жизни); происходит сразу и без подкрепления; сохраняется длительное время;
при этом не угасает при отсутствии подкрепления; научение практически необратимо, его трудно
переделать (напр., превратить привязанность в избегание) путем ассоциативного научения. Различают
филиальное З. (привязанность к родителям), половое, пищевое, термическое, вокальное З.,
привязанность к «дому» (месту, ландшафту) и т. п.
З. иногда рассматривается как механизм первичной социализации.
Предлагалось перенести это
понятие на формирование привязанности у ребенка (Джон Боулби). В связи с этим заметим, что З.
это форма облигатного научения (т. е. всеобщее, обязательное и бесплатное образование
привязанностей), которое свойственно преимущественно зрелорождающимся видам. Человеку до них
далеко. Тем не менее у него тоже формируются привязанности, но нет никакого (даже биологического)
смысла, чтобы у человека (и вообще у незрелорождающихся видов) процесс формирования
привязанности был жестко привязан к перинатальному периоду и фатально влиял на всю оставшуюся
жизнь. Говоря метафорически, некоторым видам природа предоставила мораторий и немного свободы
|