Navigation bar
  Print document Start Previous page
 179 of 640 
Next page End  

психологию семейных отношений, педагогическую и клиническую психологию.
Последователи И. п. в
Западной Европе и в США объединены в ассоциации И. п., существуют институты И. п. и журналы И.
п. на нем. и англ. языках. (Д. А. Леонтьев.)
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ (англ. individual differences in
behavior)
особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающие людей друг от
друга; объект дифференциальной психологии.
Известно, что на фоне общепсихологических
закономерностей постоянно обнаруживаются И.-п. р., которые могут характеризовать как более частные
психические свойства и отдельные психические процессы (напр., индивидуальные пороги ощущения,
время реакции, особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной реактивности и
т. п.), так и целостные личностные образования (напр., интересы, способности, характер).
При этом
важно иметь в виду изменчивость самих индивидуальных особенностей с возрастом,
в результате
обучения, тренировки и т. п. И.-п. р. м. б. разной широты и сложности, разной степени устойчивости.
И.-п. р. связаны не только с количественными показателями, т. е. с мерой выраженности тех или
иных особенностей, но и с качественным своеобразием психических проявлений. В детской и
педагогической психологии,
в психологии труда,
в патопсихологии накоплен большой эмпирический
материал об И.-п. р. Неповторимое своеобразие каждого человека не исключает у него определенных
типических черт, общих для большого числа людей. Именно групповые и типические И.-п. р.
представляют наибольший научный интерес.
Начало экспериментальному изучению И.-п. р. было положено работами Ф. Гальтона, а затем А.
Бине.
В психологии неоднократно выдвигались различные варианты типологических схем, их
количество трудно перечислить: объективный и субъективный типы (Бине); рассуждающий и активный
типы (А. М. Джордан); рационалисты и эмпирики (В. Джемс);
«глубоко-узкий» и «мелко-широкий»
типы (Г. Гросс); теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный
типы (Э. Шпрангер); шизотимы и циклотимы (Э. Кречмер); висцеротонический, соматотонический,
церебротонический типы (У. Шелдон); экстраверты и интроверты (К. Г. Юнг) и др. В психологическом
словаре А. Пьерона дается характеристика 56 различных типов. Большинство этих типологий
представляют теперь лишь исторический интерес.
В отечественной науке дореволюционного периода наиболее значительными являются работы А.
Ф. Лазурского в области характерологии и классификации личностей, а в сов. — изучение природно-
типологических предпосылок И.-п. р. в трудах Б. М. Теплова,
В. С. Мерлина, В. Д. Небылицына и их
сотрудников, показавших зависимость динамической стороны психики от свойств силы и подвижности
(см. Свойства н. с.).
В психологии накоплены факты о т. н. индивидуальном стиле деятельности, т. е. об устойчивых
способах работы, обусловленных особенностями типа н. с. Подлинные мастера своего дела с
необходимостью различаются по внутреннему механизму приспособления к требованиям деятельности;
при этом разные особенности их стиля могут обеспечивать равноценную по продуктивности работу.
Проведены подробные исследования И.-п. р. в способностях к музыке, рисованию, к занятиям
математикой, к организаторской деятельности, а также в сфере общих умственных способностей.
И.-п. р., имея своей природной предпосылкой особенности н. с., мозга, формируются и
развиваются в ходе жизни, в деятельности,
под влиянием обучения и воспитания в самом широком
значении этих слов, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. И.-п. р., касающиеся
свойств личности (прежде всего способностей и характера), не м. б. установлены и оценены лишь
посредством тестов; выявление такого рода И.-п. р. требует многостороннего изучения личности.
Проблема И.-п. р. имеет не только теоретическое, но и важнейшее практическое значение.
Знание И.-п. р. необходимо для разработки научных основ индивидуального подхода в обучении и
воспитании, для решения вопросов профпригодности и профориентации.
См. Изобразительные
способности, Индивидуальность.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (от лат. individuum
неделимое, особь) — неповторимость,
уникальность свойств человека. Понятие И. используется в психологии при описании 2 явлений.
1. При анализе индивидуально-психологических различий И. понимается как своеобразие
психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах (интеллекте, темпераменте,
личности).
В этом контексте И. противопоставляется «среднему» человеку, или, иначе говоря,
проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям
(среднегрупповым тенденциям). Очевидно, что только путем сравнения с данными о типичном (общем)
м. б. проявлены индивидуальные различия, однако было бы ошибкой ограничиваться только
типичными данными, подменяя ими знание конкретного человека.
Hosted by uCoz